Было не исключением, а правилом русской армии, чтобы высшие военачальники разделяли со своими солдатами и офицерами все тяготы боевой службы, включая опасности на поле брани: «Во время сей баталии, —докладывал императрице Елизавете генерал-аншеф Салтыков о победе над прусскими войсками при Кунерсдорфе летом 1759 года, — ранены генерал-порутчики командующий формированным корпусом князь Александр Голицын, Петр Олиц и принц Любомирский, бригадир Эсен, а Бахман контузию получил...»
Но когда пороховой дым рассеивался, к ним на помощь спешили модные портные. Несмотря на немалое жалованье, генералы и офицеры рангом пониже... «проматывались между прочим и на своих мундирах и платье; ибо что касается до первых, то не было почти дня, в который бы не видны они были в мундирах разных. Все они особливое щегольство поставляли в том, чтоб иметь их множество различных, и носить попеременно, когда тот, когда другой, когда третий; временем же, вместо их, совсем фраки и штатскую одежду» (Болотов А. Т. Любопытные и достопамятные деяния и анекдоты государя императора Павла Перваго. М., 1875).
Но вторая же половина XVIII века была и временем многих практичнеиших нововведений в деле обмундирования. Так, в июне 1764 года офицерам пехотных полков «положили» длинные, ниже икр сюртуки, которые можно было подбивать и мехом. Этот «предок» шинели, незаменимой в условиях сурового климата, просуществовал до 1796 года, когда его устранил из армии вместе с прочими «послаблениями» Павел I.