Гвардейский флотский четырехротный экипаж был сформирован в 1810 году из команд придворных яхт, учебных судов Морского кадетского корпуса, а также из особо отличившихся нижних чинов судовых команд. В 1812 году экипаж состоял в 1-й Западной армии, 5-м корпусе гвардейской пехотной дивизии. Командовал Гвардейским флотским экипажем капитан 2-го ранга И. П. Карцов. В ходе Отечественной войны экипаж участвовал в работах по укреплению военных лагерей, в том числе Ирисского, устройству мостов, минировал и уничтожал взрывами переправы. Часто роты Гвардейского флотского экипажа работали вместе с понтонными и пионерными ротами. В августе 1812 года измученная и уставшая русская армия продолжала отступать на восток. Быстрота и порядок отступления во многом зависели от исправности дорог и переправ, в чем немалое участие проявили гвардейские моряки. За военные действия в 1812 - 1814 годах Гвардейскому флотскому экипажу было пожаловано Георгиевское знамя с надписью «За оказанные подвиги в сражении 17 августа 1813 г. при Кульме». Обер-офицеры Гвардейского флотского экипажа (лейтенанты и мичманы) носили темно-зеленый мундир с белой выпушкой по воротнику и обшлагам; золотое шитье на стоячем без скосов воротнике и рукавных клапанах изображало якорь, перевитый тросами и канатом. По краям воротника и обшлажных клапанов нашивался золотой галун. Вне службы носили вицмундир с золотыми петлицами на воротнике и клапанах обшлагов. Шинель армейская, но с темно-зеленым воротником. Оружие при вицмундире - кортик с белой костяной рукояткой и золотым прибором на черной поясной портупее, в строю и на параде носили офицерскую полусаблю с вызолоченным эфесом на черной лакированной перевязи через правое плечо.