Предисловие Адъютанта. По изданию: Мундиры Русской Гвардии 1802-1805. Комплект
из 18 открыток. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова. СПб, 2008.
Издание подготовили Галенко Б.В., Данилова Н.М., Елёскина Л.В., Лукирский А.Н. Электронная публикация дополнена аннотациями к иллюстрациям, выполненные Адъютантом.
Портрет цесаревича
Константина Павловича. А. Корф, 1877 г., с оригинала А. Орловского
1805 г.
(холст, масло)
Набор открыток, представляемый Вашему вниманию, воспроизводит альбом «Costumes des Gardes Russes en 1802» («Мундиры Русской Гвардии в 1802»), созданный А. О. Орловским в 1803-1804 годах и хранящийся в Государственном мемориальном музее А. В. Суворова.
Александр Осипович Орловский (1777-1832) — один из лучших рисовальщиков конца XVIII – начала XIX века. «Бери свой быстрый карандаш, рисуй, Орловский, ночь и сечу!» — писал о нем А. С. Пушкин в поэме «Руслан и Людмила». Художник родился в Варшаве, его учителем был известный живописец, рисовальщик, гравер Ян Петр Норблин. Оба, учитель и ученик, стали свидетелями бурных событий Польского восстания 1794 года. На многочисленных зарисовках Орловского присутствуют изображения русских солдат, батальных сцен; есть и портреты А. В. Суворова (прижизненных изображений полководца сохранилось очень мало).
Заручившись покровительством представителей польской знати, в 1802 году Орловский прибыл в Санкт-Петербург, где был представлен цесаревичу Константину Павловичу. Динамичный рисунок, умение изображать кавалерийские схватки понравились великому князю, и он определил польского художника в придворные живописцы. Первой работой, выполненной для цесаревича в 1803—1804 годах, стала серия акварелей, изображавших офицеров и нижних чинов пехоты и артиллерии Российской Гвардии.
В 1807 году Константин Павлович назначен генерал-инспектором кавалерии, и художник создает серию из 57 листов, представляющих образцовые рисунки для армейской кавалерии. В том же году художник исполнил серию акварелей «мундиров для императорского батальона милиции».
Работая над нормативными рисунками формы русской армии, А. Орловский не забывал о творчестве. В 1809 году за картину «Бивуак казаков» он получил звание академика батальной живописи.
После создания Царства Польского и назначения Константина Павловича в 1817 году наместником в Варшаву Александр Орловский создает проекты мундиров польской армии и запечатлевает их в альбоме акварельных рисунков, состоящем из 139 листов.
В 1819 году художник получает новое назначение: его причисляют к Генеральному штабу для «сочинения» рисунков военных костюмов. Свой жизненный и творческий путь А. О. Орловский закончил в 1832 году.
В наборе открыток представлено обмундирование гвардейской пехоты и артиллерии, которые в описываемое время включали три пехотных полка: Л.-Гв. Преображенский, Л.-Гв. Семеновский и Л.-Гв. Измайловский, а также Л.-Гв. Егерский, Л.-Гв. Артиллерийский и Л.-Гв. Гарнизонный батальоны. Гвардейский артиллерийский батальон делился на четыре роты пешей и одну роту конной артиллерии.
Вступление на престол императора Александра I было ознаменовано изменением форменной одежды Российской армии. Новое обмундирование сочетало модные тенденции и традиции Екатерининского царствования. Солдаты облачились в мундиры фрачного покроя с высокими воротниками, штиблеты все чины заменили на сапоги. Егеря (легкая пехота) получили шляпы с полями, напоминающие штатские цилиндры. Характерной деталью нового обмундирования солдат тяжелой пехоты стала кожаная каска с высоким плюмажем из конского волоса и цветным шлыком сзади, похожая на носившиеся в русской армии при так называемой «потемкинской форме» в 1786-1796 годах. Однако жизнь показала, что внешне красивые каски не были практичны, и в 1804 году их заменили на шапки, которые стали прообразом будущих киверов. Именно в «киверных» шапках Российская Гвардия участвовала в походах 1805-1807 годов.
Гренадеры гвардейских полков различались между собой цветом воротников и лопастей головных уборов: в Преображенском полку цвет был красный, в Семеновском — синий (васильковый), в Измайловском — зеленый воротник и белая лопасть шапки. Унтер-офицеры отличались от рядовых белым с черным верхом султаном на каске, воротником, обшитым галуном по переднему и нижнему краю, дополнительным знаком различия унтер-офицеров была трость, оставшаяся с павловского времени. Вооружались унтер-офицеры алебардой и тесаком солдатского образца. Мундиры музыкантов расшивались гвардейским басоном, старший барабанщик, или «барабанный староста», носил отличия унтер-офицера и обязательно трость. Офицеры выделялись из строя нижних чинов большими двуугольными шляпами (не случайно в сражении при Аустерлице среди французских стрелков раздалась команда: «Цельтесь в большие шляпы!»); воротники мундиров украшало золотое шитье особого образца для каждого полка; на правом плече красовался аксельбант. Оружием офицера были эспонтон и шпага.
Егеря, предназначавшиеся для действий в рассыпном строю, были вооружены штуцерами (нарезными ружьями) и носили мундиры зеленого цвета с черными ремнями.
Чины гвардейской пешей артиллерии получили форму гвардейской пехоты, а гвардейские конно-артиллеристы — форму драгунского образца, но с черными воротником и обшлагами с особым гвардейским шитьем. Дополнительным различием чинов в конной артиллерии стали волосяные плюмажи касок: белый с черным окончанием у офицеров, черный с белым окончанием и продольной оранжевой полосой — у унтер-офицеров, полностью черный - у рядовых, красный - у музыкантов, красный с белым окончанием и оранжевой продольной полосой — у штаб-трубачей.
Военная форма постепенно трансформировалась, следуя течениям моды (изменялись покрой мундира, снаряжение, появились погоны), но традиции сохранялись. Так, например, в 1832 году Л.-Гв. Конно-гренадерский полк получил каски, схожие с гвардейскими касками 1802 года. Спустя 70 лет, в царствование Николая II, ношение касок было предписано драгунам и конной артиллерии, а при разработке формы президентского полка современной Российской армии каски были одним из предложенных вариантов головных уборов.