16. БАРАБАНЩИК ГРЕНАДЕРСКОЙ РОТЫ ПЕХОТНОГО ПОЛКА. 1756—1762
Звуки горнов, труб и барабанов разносили по выстроившимся к бою полкам команды, военные лагеря пробуждались по утру трубачами и по их же сигналу отходили вечером ко сну, музыка подбадривала усталого солдата на марше и сопровождала его на параде... Словом, полковая музыка была необходима и в мирные, и в ратные времена, но случилось так, что, как и многими другими полезными вещами, ею стали злоупотреблять: «К числу вкравшихся во время многолетнего правления покойной императрицы (Екатерины II) в армии и во всех войсках разных излишностей и злоупотреблений принадлежало и заведение во всех полках огромных музык. Вместо положенного по штату и прежде бывшаго немногаго числа полковых музыкантов, составляющих очень умеренную духовую музыку, состоявшую только из 2 трубачей, 2 волторнистов, 2 гобоистов и 2 фаготистов, — музыки полковыя, час от часу увеличиваясь, сделались уже самыми огромными, и не только в инфантерии, но и в самой кавалерии, где кроме трубачей, и вовсе никакой, музыки не положено; а таким же образом появились оне и в артиллерийских и фузилерных полках, егерских и других баталионах и корпусах... ибо все полковые и талионные командиры щеголяли музыками своими друг перед другом. И за все про все должна была казна ответствовать...» (Болотов А. Т. Любопытные и достопамятные деяния и анекдоты государя императора Павла Перваго. М., 1875).
Обмундирование барабанщиков и других музыкантов пехотных полков цветами и покроем было одинаково с прочими нижними чинами, от которых их отличали только шерстяные галуны, а в некоторых частях — и накладки у плеч (крыльца).