Часть пятая.
Глава I. -
Как роты строить после ученья.
1. Когда строить роты, Шеф или Командир командует: к формированию! по своим ротам! первая половина направо! а вторая налево! По сей команде пять плутонгов правого фланга с своими Обер и унтер-офицерами делают по рядам направо, а пять плутонгов левого фланга с Офицерами, унтер-офицерами и барабанщиками делают по рядам, налево поворотясь, Офицеры берут эспантоны вверх в правую руку. Офицерам правого и левого флангов выступить три шага вперед при повороте, для дачи знака; а баталиону вместе делать по рядам направо и налево, и крепко приступить.
2. Когда Шеф или Командир командует марш! то пять плутонгов правого фланга с Офицерами, унтер - офицерами, музыкантами и барабанщиками подняв вдруг левую ногу, маршируют, а пять плутонгов левого фланга с Офицерами, унтер-офицерами, ефрейт- капралом и барабанщиками поворотятся вдруг направо кругом, и подняв после того тотчас левую ногу, маршируют. Портупей-прапорщикам остаться со знаменами перед серединою, где стояли, и все барабанщики маршируют позади знамен. Солдаты и унтер-офицеры, назначенные на караул, выступают и маршируют между шеренг позади первого взвода своих рот; по чему рядам первого взвода у всякой роты, сколько караул займет, стать в шесть рядов, а унтер-офицерам и барабанщикам караульным стать на флангах своих караулов; ротам сомкнуться и рядам приступить по конец тесаков; а солдаты пополняют ряды в своих ротах во время марша, и для того надлежит оным быть уже разочтенным перед Капитанскою квартирою, унтер-офицерам вступить в взводы в ротах, а Офицерам поместиться в ротах, как обыкновенно; а иногда караул и не выходит, а остается в ротах, пока полк совсем не распущен будет.
3. Шеф или Командир командует: стой фрунт! и всему батальону вдруг делать фрунт и стоять не шевелясь; и для того надлежит наперед уже пополнить ряды, и стоять не шевелясь; и для того надлежит наперед уже пополнить ряды и чтоб унтер-офицеры вошли в свои места, ибо после уже не дозволять ряды пополнять, а надлежит уже всему быть в должном порядке. Офицеры делают эспантоны к ноге, и все пять ротных Командиров, оборотившись направо кругом, идут и поверяют свои роты.
4. Когда весь полк отучился, то и во втором баталионе то самое исполнить, что о первом предписано.
Глава II. - Как караул строить после ученья.
1. Когда роты вышеписанным порядком построены, Шеф или Командир командует:
караульные вон! если оное надобно; по чему караульные всех рот маршируют сорок шагов перед баталион и ровняются в одну линию с выступившими из первой роты.
2. Адъютант, который стоит против интервалу полка, командует на право! почему все караульные делают по рядам направо; и когда Адъютант командует: марш! то караульные и маршируют на правый фланг.
3. Когда парад стоит сомкнувшись по конец тесаков, в шеренгах же и в рядах прямо не шевелясь, тогда Адъютант командует: стой! фрунт! по чему парад делает фрунт; а Офицеры берут эспантоны к ноге.
4. Адъютант командует: стройся! почему Офицеры и унтер-офицеры строятся, как сказано при строении батальона.
5. Второй Адъютант назначивает посты, и где быть унтер-офицерам, оставляет места; и когда сей Адъютант расчет постов почти окончил, то другой Адъютант командует: Обер и унтер-офицеры по местам марш! По сей команде оные делают по рядам направо и налево, и вместе с музыкантами и барабанщиками маршируют к своим местам.
6. Когда Офицеры стоят по своим местам, имеют эспантоны у ноги, делают направо кругом, считают ряды своих караулов, и стоят лицом к оным. Адъютант командует: слушай на караул! по второму темпу Офицеры делают налево кругом. Адъютант командует: на плечо! и прикажет караулу маршировать, как обыкновенно.
Глава III. -
Как знамена относить с парадного места, и как ротам возвращаться.
1. Когда один полк с парадного места марширует, то обеим гренадерским ротам относить знамена на квартиру Шефа или Командира, и при таком случае всегда стоять на правом фланге, а в случае, если более одного полка на парадном месте, так что двух полков гренадеры составляют баталион, то всегда Шефской роте мушкатерской относить знамена на квартиру, а на парадное место всегда уже приносит знамя оная же рота.
2. Когда уже ротными Командирами роты поровняны и все готовы, то есть позади знамен должны уже стоять по одному унтер-офицеру, а позади их все барабанщики каждого баталиона, также если караул выслан из фрунту, то когда и караул уже пойдет с парадного места, тогда Шеф полка, или кто оным командовал, командует: слушай, на караул! Все Офицеры делают направо кругом, лицом к фрунту, снимают шляпы. Портупей-прапорщики берут знамена в правую руку, и заходят с унтер-офицерами и барабанщиками направо; каждого баталиона барабанщики бьют под знамена; каждого баталиона средней роты Капитан, а если оного нет, то Поручик с пятью унтер-офицерами (которые должны уже стоять позади знамен) и с двумя Прапорщиками, стоящими уже на сторонах у знамен, держа все трое эспантоны в правой руке, несут знамена к вышесказанной роте перед первый взвод; и когда знамена первого баталиона придут на свои места, то барабанщики перестают бить, унтер-офицеры, Капитан и один Прапорщик идут по своим ротам, а другой Прапорщик остается на правой стороне у знамен; а когда знамена и второго баталиона придут туда же, то один Прапорщик остается на левой стороне у знамен (ибо оные должны стоять в одну шеренгу); а другие два Офицера и унтер-офицеры идут по своим ротам, а барабанщики со всего полка остаются и становятся в три шеренги позади знамен, и перестают бить; тогда Командир гренадер, если они относить должны, командует: в правую руку! а если Шефская рота, то Командир оной роты, а прочие Капитаны один после другого командуют: на плечо! Потом: все задние две шеренги приступи! марш! повзводно направо заходи! марш!
3. Гренадерские роты маршируют в четыре взвода, ибо они вместе; а первая рота только в два взвода. Перед первым взводом маршируют мастеровые в две шеренги перед Капитаном или Командиром роты, за Капитаном десять ефрейт-капралов, держа знамена в правой руке, в одну шеренгу, а с правого и левого фланга идут по Офицеру; позади ефрейт- капралов барабанщики всего полка в три шеренги, флейщики по правой стороне барабанщиков; перед каждым взводом быть по одному Офицеру, а у последнего маршировать и замыкать по одному Офицеру.
4. Ротам маршируя, наблюдать старшинство, по которому в баталионе стоят; когда все роты уже маршируют повзводно, тогда Командир командует: с поля! после чего всякий Капитан или ротный Командир командует своей роте : слушай! с поля! что и делают на походе, окроме той роты, которая относит знамена.
5. Если парадное место недалеко от гарнизона, то все барабанщики должны бить под
знамена, очередуясь с музыкантами, которые играют марш под знамена, до квартиры Шефа или Командира, потом барабанщики перестают бить, а Капитан или Командир роты прикажет повзводно зайти и командует: на караул! Знамена относятся на квартиру, а барабанщики до тех пор бьют под знамена, и музыка играет, пока оные не внесут в квартиру, после чего перестают, а Командир командует: на плечо!
6. Когда гренадерские роты отнесли знамена, роты построить, караулу выходить так, как о батальоне сказано. Гренадерской караул марширует на свой пост, а роты к Капитанским квартирам.
7. Штаб-Офицерам не прежде съезжать с парадного места, пока последняя рота не сошла, дабы тем узнать, порядочно ли все роты маршировали. Одному Майору и Адъютанту ехать до квартиры Генеральской со знаменами, но шпаги не вынимать. Входя на квартиры, ротам порядочно маршировать и ружье держать до Капитанской или Шефской квартиры. Когда после роты построились у Капитанской квартиры, Капитан приказывает делать: на караул! примыкай штыки! на плечо, и к ноге! После Капитан приказывает, если полк с пальбою учился, заряды из ружей, которые может еще заряжены, вынуть, оставший порох отобрать, людям дать отдохнуть. После приказывает сделать: на плечо! на караул! подвысь! и распустит роту.
Глава IV. -
О лучшем способе, как выучить солдат, и привести полк в порядок, не изнуряя людей.
1. Главная причина, для чего рота, баталион или полк, который хотя и был в порядке, в оном не остается, та, что Капитаны, а иногда и Штаб-Офицеры, когда те месяцы, в которых учение бывает, прошли, не довольно стараются и не те берут меры, которые надобны для содержания рот или батальонов в порядке, а оставляют сие до будущего времени учения.
2. Штаб-Офицерам смотреть, чтоб Капитаны, а Капитанам, чтоб Сюбалтерны за первый себе долг поставляли стараться, чтобы не было в роте солдат таких, которые бы несовершенно выучены были, а напротив того должность свою совершенно знали, и все то, что от порядочного и доброго солдата требовать можно, исполняли, имея всегда вид такового, и были бы как в мундире, так и во всей аммуниции опрятны.
3. Офицерам и унтер-офицерам всегда замечать солдат, которые под ружьем или в должности ошибались, и таковых после парада или учения, или когда с караула сменятся, учить; а если солдат то, что надлежит, точно знает, а ошибся, такового наказать.
4. Капитанам замечать тех солдат, которые еще не выправлены и в учении слабы, Офицерам брать оных на квартиру, выправлять, дать вид солдатской, учить приемам и к тому принадлежащему, маршировать и скоро заряжать. В случае, если Офицер не прилежен и не так, как надлежит, учит своих солдат, то взыскивать Капитану сие на оном; а если, не взирая на то, Офицер не старается, то Капитану о том доносить Командиру, а в его отсутствии, Штаб-Офицеру, которому такового арестовать. Капитану не всегда надеяться на своих Офицеров, но отвечать за свою роту, и по тому всевозможное старание прилагать оную привесть и содержать в порядке, а Офицерам ему в том только помогать.
5. Когда рота или парад строится перед Капитанскою квартирою, и оная марширует с ружьем, или без ружья, Капитанам, или в их небытность Офицерам смотреть, чтоб были в совершенном порядке, чтоб люди не шевелились, головы бы держали направо и туда глядели, в шеренгах и рядах порядочно ровнялись, ружья держали, маршировали и все, что надлежит, по самой точности исполняли. Из чего следует, что если солдата всегда держать в порядке и в таком образе, как ему надлежит быть на парадном месте, то тем менее труда будет содержать роты или батальон в надлежащем порядке. И учить тому весною, что чрез зиму позабыть могли.
6. Довольно часто бывает, что Офицеры в полках только в присутствии Штаб- Офицеров и Капитанов о должности своей стараются, а в небытность их, или когда с командою отделены, не имеют попечения, чтоб солдаты исправно исполняли свою должность и хорошо учились; а сие доказывает, что у такового Офицера никакой, или по крайней мере мало амбиции; и для того Командиру таковых Офицеров строго держать, и если поведения не переменят, то о таковых доносить Государю. Ибо Офицер, который должность свою неохотно и не с амбициею исполняет, но которого к оной принуждать надобно, недостоин звания Офицерского.
7. Унтер - офицерам же, когда оные на карауле на каком-либо посте одни находятся, или с солдатами, с ружьями или без ружья отделены, исполнять службу и должность по самой точности. Штаб-Офицерам, Капитанам или Командирам строго взыскивать на тех унтер-офицерах, которые только в присутствии Офицеров должность порядочно исправляют, а в небытность оных слабо держат команду. Унтер-офицера из дворян, который неприлежен, в Офицеры не представлять.
8. Офицерам надлежит на всех парадах перед Капитанскою квартирою и на парадном месте, а в больших гарнизонах перед квартирою командирскою, во весь год заставлять делать некоторые приемы из генеральных команд, изготовляться, заряжать, шеренгам приступать и отступать, от чего невозможно будет людям что-либо забыть.
9. Когда рекруты или новые люди причисляются к ротам, то Капитанам заставлять оных учить Офицерам; а когда и унтер-офицер их учит, то и тогда быть Офицеру; а особливо такового определить к хорошему товарищу на квартиру, который бы иногда его учить и его почти воспитать мог; и дабы рекрута не отвратить от своей должности и охоты к оной, но оную внушить в него, то сперва за учение его не бранить и не ругать, но добрыми словами его приучать, и не вдруг учением его отягощать, а еще менее его бить за учение.
10. Новых солдат, которые во время учения в роты определяются, учить, как выше сказано, но одних, и не прежде ставить к учению в ротах, пока несовершенно все уметь будут делать; ибо в противном случае новых с старыми напрасно мучить. Таковому ж солдату сперва одному часто стрелять, дабы пороху не боялся и тем научился, как ружьем владеть, так и патронами заряжать.
11. Отпускных же, которые прибывают в те месяцы, когда учение бывает, сперва учить по одиначке, дабы то, что может позабыли, опять могли вспомнить, и тогда уже их заставить службу нести и ставить по прежнему в роты.
12. В учебные месяцы, когда полк собран, то по крайней мере учить по два раза в неделю по ротам, не собирая батальонов, дабы Капитаны и Командиры имели время выправить своих людей; а два раза в неделе учить побаталионно или всем полком. При таковом учении солдатам иметь в неделе три дни отдыху, а полк в сие время можно привести в порядок без отягощения людей и не много будет слабых или больных. |