Русский офицерский корпус, на протяжении
двух с лишним столетий объединявший все
лучшее, что было в стране, и служивший
опорой российской государственности, не
пережил этой государственности и погиб
вместе с нею в разразившейся национальной
катастрофе. Понесший огромные потери в
мировой войне, он стал затем главным
объектом красного террора, и десятки тысяч
его представителей нашли свой конец во рвах
и подвалах "чрезвычаек". Гражданская
война покончила с русским офицерством как
социально-профессиональным слоем
российского общества. Несколько десятков
тысяч его представителей, до конца
сражавшихся за Великую, Единую и Неделимую
Россию и уцелевшие в этой борьбе, оказались
за рубежом, рассеявшись по всему миру. Еще
несколько десятков тысяч (в том числе
служивших в Красной Армии) остались на
родине, но к концу 20 - началу 30-х гг. их в
несколько волн репрессировали. Сотни,
пользовавшиеся доверием властей, дожили до
конца 30-х, но после очередных чисток из них
остались десятки.
Судьба русского офицерства глубоко
трагична и заслуживает отдельного
обстоятельного разговора. Здесь же
хотелось особо сказать о традициях
русского офицерства. В первые годы
правления большевистской власти ни о каких
таких традициях, понятно, речи идти не могло.
Новая власть не только не нуждалась в них,
но была откровенно враждебна к любым
проявлениям не только внутреннего, но и
внешнего родства своего комсостава с
русским офицерством. Памятники русским
полководцам по всей стране уничтожали,
надгробные плиты воинских кладбищ пошли на
мощение дорог, а человек в золотых погонах
надолго сделался символом и воплощением
абсолютного зла. Поистине, не было в 20-30-х гг.
более ненавистной фигуры и образа, чем
образ русского офицера. Быть "бывшим
офицером" или находиться в родстве с ним
означало носить на себе каинову печать
отверженности, быть не то что человеком "второго
сорта", а элементом почти преступным.
Ненависть к русскому офицерству была столь
сильна, что даже во второй половине 30-х гг.,
когда обозначился объективно вынужденный
переход к пониманию национально-государственных
задач и вследствие этого появились
некоторые элементы, свойственные старой
русской армии (введение персональных
воинских званий, восстановление казачьих
войск), отношение к офицерам осталось
прежним. О "реабилитации" русского
офицерства не было и речи.
Только с началом войны положение стало
меняться, но потребовались еще поражения
1941-1942 гг., чтобы окончательно осознать
необходимость обращения к хотя бы внешним
атрибутам русских воинских традиций. Акт
возвращения золотых погон (вместе со словом
"офицер") был, конечно, поворотным
пунктом в отношении к русскому офицерству.
И хотя он был, в сущности, актом
политического мародерства (погоны как-никак
введены после того, как были истреблены те,
кто носил их по праву, и теми, кто их
истребил), с этого времени началось нечто
похожее на посмертную реабилитацию
русского офицерства. Из новых кинофильмов
на 15 лет исчезли отвратительные злодеи и
карикатурные идиоты в золотых погонах, лихо
разрубаемые пролетарскими клинками325.
Герои литературных произведений, носящие
офицерскую форму, сразу обрели
человеческие черты и даже некоторые
привлекательные моральные качества (вплоть
до анекдотичной эволюции образа офицера от
карикатурного к безусловно положительному
в одном из романов, первая часть которого
была написана до, а вторая - после 1943 г.) 326.
В газетах стали появляться статьи о русских
офицерах апологетического содержания,
некоторые из них были позже сведены в
книжку 327, в то время и появилось
словосочетание "традиции русского
офицерства". Более того, комсостав
советских войск был объявлен носителем "лучших"
из них.
Что же, однако, это такое - традиции
русского офицерства? Если речь идет о том,
чтобы образцово исполнять воинский долг,
проявлять мужество и героизм, то это должно
быть свойственно военнослужащему любой
армии. В остальном же едва ли можно было
говорить о какой-то реальной
преемственности между русским офицерством
и советским комсоставом, в течение многих
лет воспитывавшимся во вражде к нему. Если
же вспомнить полярную разницу в
самоощущении, идеологии, социально-психологическом
типе, месте и роли в гражданском обществе и
т. д., то вопрос об этом покажется просто
неуместным. Тем не менее внешние атрибуты
копировались сознательно и
последовательно; это позволяет заключить,
что имела место, во всяком случае, попытка
сделать некоторые шаги к тому, чтобы в
перспективе наполнить хоть сколько-нибудь
реальным содержанием провозглашенные
утверждения о наследовании традиций.
Насколько далеко идущей мыслилась такая
попытка и какова в тех условиях была
реальная возможность ее осуществления -
другой вопрос. Важнее то, что она оказалась
весьма непродолжительной. Еще лет десять
после войны публиковались книги и
документы по истории русской армии, но
затем, с конца 50-х гг., эта тенденция была
пресечена и более в таком объеме никогда не
возобновлялась. Интересно и другое: "реабилитировано"
в 1943 г. было русское офицерство как некий
символ, некоторая абстрактная форма,
готовая к наполнению советским содержанием,
но не конкретные, реально-исторические
русские офицеры. Отношение к ним, живым и
мертвым, оставалось, как правило, прежним.
Как ни парадоксально, но и в годы
наибольшего уважения к "офицерским
традициям" невозможно было даже найти
упоминание, что тот или иной советский
военачальник был в свое время русским
офицером. И это весьма показательно.
Говорить об этом и вообще о русском
офицерстве "в лицах" стало можно,
правда, в 60-70-х гг. (когда все такие люди уже
умерли). Более того, стала возможна даже
констатация факта, что красными войсками в
гражданскую войну такие люди в основном и
командовали. Но тогда уже разговоры о "традициях
русского офицерства" в духе 1943 г. и
послевоенных лет давно уже вышли из моды в
военно-политической литературе.
Соединения реального знания о русском
офицерстве с готовностью действительно
воспринять его традиции так и не произошло.
Традиции, вообще говоря, не такая вещь,
обладателем которой можно себя объявить. Их
носителем можно либо быть, либо не быть.
Захочет ли новое поколение современного
офицерства видеть связь между собой и
своими далекими предшественниками и
считать себя их наследником? Во всяком
случае, быть или не быть ему носителем
традиций русского офицерства, зависит
только от него самого.