: Материалы  : Библиотека : Суворов : Кавалергарды :

Адъютант!

: Военнопленные 1812-15 : Сыск : Курьер : Форум

Глава 3.

Подготовка и обучение

 

Профессиональная подготовка офицеров в России в специальных учебных заведениях началась при создании регулярной армии, но первоначально она касалась только специальных родов войск. Учебные заведения по подготовке общевойсковых офицеров появляются лишь в конце первой трети XVIII в. Система военно-учебных заведений сложилась в начале XIX в. Военно-учебные заведения, связанные с подготовкой офицеров, можно разделить на три группы: 1) непосредственно готовящие офицеров (выпускающие своих воспитанников офицерами или с правами на офицерский чин); 2) готовящие для поступления в заведения первой группы; 3) занимающиеся повышением квалификации и переподготовкой лиц, уже имеющих офицерские чины. До 60-х гг. XIX в. учебные заведения двух первых групп представляли собой единое целое в лице кадетских корпусов, и лишь затем функциональное различие между тремя типами учебных заведений было твердо установлено.

Военно-учебные заведения в XVIII в.

Начало военному образованию в России положено на рубеже XVII-XVIII вв. Петром I. В 1697 г., отправляясь в свое первое путешествие по Европе, он взял с собой несколько бомбардиров Преображенского полка, которые стали преподавателями первой военной школы, учрежденной при бомбардирской роте в начале XVIII в., где обучали математике, фортификации и артиллерии.

В 1701 г. в Москве образована Школа математических и навигацких наук, находившаяся до 1706 г. в ведении Оружейной палаты, а затем - Приказа морского флота и Адмиралтейской канцелярии. В школу принимали сыновей "дворянских, дьячих, подьчих, из домов боярских и других чинов" в возрасте 12-17 лет (позже и 20-летних), причем имевшие более 5 крестьянских дворов содержались за свой счет, а остальные получали кормовые деньги. Выпускники-дворяне назначались во флот, инженерами и в артиллерию, а лица низших сословий (которые обучались только грамоте и счету) становились писарями, архитекторскими помощниками и служащими Адмиралтейства.

С учреждением в Петербурге в 1715 г. Академии морской гвардии школа превратилась в подготовительное для нее заведение, потеряв самостоятельное значение. В 1712 г. в Москве действовала Инженерная школа, объединенная в 1723 г. с Петербургской инженерной школой, образованной в 1719 г. В 1712 г. наряду с артиллерийской школой при бомбардирской роте учреждена еще одна - при артиллерийском полку, а в 1721 г. при Петербургском лабораторном доме создана особая школа на 30 человек для уже состоящих на службе артиллеристов. Однако вскоре после смерти Петра I созданные им артиллерийские школы перестали существовать.

В 1735 г. в Петербурге учреждена Чертежная артиллерийская школа на 30 человек из дворянских и офицерских детей, которая выпускала своих воспитанников унтер-офицерами в артиллерию. Вскоре к ней была присоединена открытая в 1730 г. Арифметическая артиллерийская школа для "пушкарских сыновей" (готовившая канцелярских и полковых писарей), и это учебное заведение стало именоваться Санкт-Петербургской артиллерийской школой. В начале 30-х гг. такая же школа появилась в Москве у Сухаревой Пашни.

Все ученики Инженерной и Артиллерийской школ считались нижними чинами армии и при поступлении в школу приводились к присяге. Они получали от 12 до 36 рублей жалованья и первое время /кили на частных квартирах. По окончании курса выпускники поступали унтер-офицерами в соответствующий род войск и по представлению своего начальства производились в офицеры. Малоуспешные ученики выпускались рядовыми.

29 июля 1731 г. в Петербурге по инициативе графа П. И. Ягужинского учрежден Кадетский корпус по образцу существовавшего в Пруссии. Он был открыт 17 февраля 1732 г. В корпус принимали грамотных детей дворян в возрасте 13-18 лет. Учебный курс состоял из 4 классов, причем в трех старших учеба должна была продолжаться 5-6 лет. В 1732 г. штат корпуса включал 360 кадет, а в 1760 г. увеличен до 490. В 1743 г. корпус получил название Сухопутного (для отличия от Морского). При переводе в старший класс и перед выпуском совет корпуса определял для каждого кадета род войск, куда ему предстояло быть выпущенным на службу сообразно со способностями. Выпускникам присваивались унтер-офицерские чины или чин прапорщика, а особо отличившимся -- сразу чин подпоручика и даже поручика.

В 1758 г. генерал-фельдцейхмейстер, главноначальствующий над инженерным корпусом граф П. И. Шувалов объединил Инженерную и Артиллерийскую школы в одно учебное заведение под названием Артиллерийской и инженерной дворянской школы (обучавшиеся в Артиллерийской школе солдатские сыновья вместе с воспитанниками того же звания из Крепостной инженерной школы были переведены в образованную в 1759 г. Соединенную солдатскую школу, составившую особое отделение нового учебного заведения).

При Екатерине II, в 1762 г., штат Сухопутного кадетского корпуса был увеличен до 600 человек, причем теперь принимались только малолетние дети не старше 5 лет, с тем чтобы пробыть в корпусе не менее 15 лет. Право на поступление предоставлялось нетям штаб-офицеров, причем преимущественным правом пользовались среди них дети неимущих, раненных и убитых на войне. Родители давали подписку в том, что не будут забирать детей даже во временные отпуска.

В том же году Артиллерийская и инженерная дворянская школа была преобразована в Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус со штатом в 146 кадет; в 1784 г. штат увеличен до 393 человек. На протяжении нескольких десятилетий почти весь состав артиллерийских и инженерных офицеров комплектовался из воспитанников этого корпуса. К концу XVIII в. он, впрочем, постепенно утрачивал специализацию и все более сближался с Сухопутным кадетским корпусом.

Таким образом, в XVIII в. подготовка офицеров сухопутных войск осуществлялась в двух учебных заведениях - общевойсковом и инженерно-артиллерийском. За это время Сухопутный кадетский корпус выпустил 3300 офицеров, а Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус - 1600 офицеров. 10 марта 1800 г. Сухопутный корпус переименовывается в 1-й Кадетский корпус, а Артиллерийский и инженерный - во 2-й Кадетский корпус. Греческий кадетский корпус, существовавший в 1775-1796 гг., выпустил 190 офицеров (в том числе 100 для флота).

Кроме них в конце XVIII в. появилось еще два военно-учебных заведения, готовившие офицеров: Военно-сиротский дом и Шкловское благородное училище. Сиротский дом образован в 1795 г. из двух школ, созданных для сирот и сыновей инвалидов-военнослужащих Павлом I незадолго до его воцарения в Гатчине и на Каменном острове; в 1798 г. это заведение, переведенное к тому времени в Петербург, преобразовано в Императорский Военно-сиротский дом, первое отделение которого предназначалось для 200 сыновей неимущих дворян и офицеров, преимущественно сирот. Воспитанники назывались кадетами и обучались Закону Божьему, русскому и немецкому языкам, арифметике, геометрии, артиллерии, фортификации, тактике, истории, географии и рисованию; они выпускались в армию юнкерами и портупей-прапорщиками, а отличников производили в офицеры сразу при выпуске. Второе отделение предназначалось для 800 солдатских сыновей, обучавшихся ремеслам.

Благородное училище в г. Шклове было сначала частным благотворительным заведением, которое на собственные средства учредил генерал-майор С. Г. Зорич (серб, поступивший на русскую службу еще при Елизавете). Открытое 24 ноября 1778 г. училище для бедных дворян было рассчитано на 250 человек и разделялось на два кавалерийских взвода и две пехотные роты. Выпускники получали места на военной и гражданской службе, а с 1785 г. многие из них производились в офицеры прямо по выпуску. После воцарения Павла I училище переведено в казенное ведомство, а в ноябре 1799 г. названо кадетским корпусом, который вскоре был переведен в г. Гродно. До 1801 г. это учебное заведение выпустило 470 офицеров.

Военно-учебные заведения в первой половине XIX в.

В XIX в. система военно-учебных заведений постоянно расширялась. Можно выделить два основных периода ее развития - до реформ 60-х гг. и после них, когда произошло принципиальное разделение военно-учебных заведений на подготовительные (дающие общее образование) и собственно военно-специальные, непосредственно выпускающие офицеров. До этого кадетские корпуса, принимая воспитанников в раннем возрасте, выпускали их уже офицерами. В первой половине XIX в. офицеров выпускали кадетские корпуса, Военно-сиротский дом, Пажеский корпус, Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, Дворянский полк, юнкерские школы, некоторые общегражданские учебные заведения и специальные военные училища (артиллерийское, инженерное, топографическое, юридическое). Своя система подготовки офицеров существовала на флоте.

Кадетские корпуса. 

В первом десятилетии XIX в. в связи с наполеоновскими войнами произошло почти двойное увеличение числа подразделений русской армии, что потребовало соответствующего пополнения армии офицерами. Еще в 1801 г. шефом 1-го кадетского корпуса графом П. А. Зубовым был представлен план создания кадетских корпусов в 17 губерниях. Предполагалось, что они будут открыты на средства местных дворянских обществ. После рассмотрения этого проекта специальной комиссией под председательством великого князя Константина Павловича Александр I утвердил в 1805 г. "План военного воспитания", по которому предполагалось развернуть 10 военных училищ: в Петербурге, Москве, Киеве, Смоленске, Воронеже, Твери, Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани и Тобольске, а также приготовительные военные школы.

Первая из таких школ была учреждена в 1801 г. на средства и по ходатайству тульского дворянства для сыновей неимущих дворян и называлась Александровским училищем. В 1817 г. по новому уставу оно было названо Тульским военным училищем и было рассчитано на 50 учеников из Тульской губернии и 50 своекоштных (содержание за свой счет) учеников из других губерний. Принимались дети в возрасте 8-11 лет. Выпускники переводились во 2-й кадетский корпус, а неспособные к военной службе поступали на гражданскую службу с чином XIV класса. В 1802 г. такое же училище было открыто в Тамбове на 120 учеников, а в 1825 г. - Оренбургское Неплюевское военное училище на 80 учеников (в том числе и азиатов), в котором изучались еще и восточные языки. Последнее учебное заведение выпускало воспитанников непосредственно на службу нижними чинами с правами на производство.

Гродненский кадетский корпус в 1807 г. был переведен в Смоленск, в 1812 г. - в Тверь, потом в Ярославль и, наконец, в Москву, и с тех пор назывался Московским кадетским корпусом. Калишский кадетский корпус был основан еще в 1793 г. прусским королем Фридрихом-Вильгельмом II на принадлежавшей ему польской территории. В 1815 г. после присоединения этих земель к России корпус получил новый устав. Он состоял из 2 рот (150 казеннокоштных и 50 своекоштных учеников) и выпускал портупей-прапорщиков в армию, а лучшие ученики переводились в Варшавскую аппликационную школу. В конце 1831 г., после польского мятежа, корпус закрыт. В 1819 г. в Фридрихсгамме на базе топографического корпуса (который с 1816 г. уже был фактически общевойсковым) был образован общевойсковой Финляндский кадетский корпус на 30 казеннокоштных и 30 своекоштных учеников (последние должны были вносить по 410 рублей в год).

По положению 1817 г. штат 1-го кадетского корпуса был рассчитан на 800 учеников (плюс 200 учеников малолетнего отделения), 2-го - на 700, Военно-сиротского дома - на 500. Такие штаты сохранились к 1825 г. В это время остальные учебные заведения, подведомственные Главному управлению военно-учебных заведений, имели следующие штаты: Пажеский корпус - 170 кадет, Московский кадетский корпус - 500, Дворянский полк - 2236, Тульское училище - 86 и Тамбовское - 80. Всего 5272 места. В 1825 г. учебные заведения Главного управления военно-учебных заведений выпустили 415 человек, в том числе в гвардию - 11, армию - 299, артиллерию - 72, инженерные войска - 30 и во внутреннюю стражу - З 131. За 1801-1825 гг. Пажеский, 1-й и 2-й кадетские корпуса выпустили в общей сложности 4845 офицеров, Военно-сиротский дом - 721.

Императорский военно-сиротский дом, учебный план и программы которого с 1817 г. не отличались от плана и программ 1-го кадетского корпуса, в 1829 г. преобразован в Павловский кадетский корпус. С 1830 г. он, 1-й и 2-й кадетские корпуса состояли из 4 строевых и 1 нестроевой (для детей 10-12 лет) роты по 120 человек (в Павловском - по 100); Московский кадетский корпус с 1828 г. также состоял из 4 строевых и 1 нестроевой роты (по 110 кадет в каждой) и малолетнего отделения на 100 человек (для детей до 10 лет).

В 30-40-х гг. сеть кадетских корпусов существенно расширилась. В 1830 г. открыт Александровский корпус для малолетних сирот в Царском Селе для подготовки их к поступлению в кадетские корпуса, в связи с чем малолетнее отделение при 1-м кадетском корпусе было упразднено. С 1832 г. штат Александровского корпуса составлял 400 учеников в возрасте 7-10 лет, разделенных на 4 роты (в т.ч. морская), а срок обучения был рассчитан на 5 лет (с 1836 г. - 3 года). В том же году в кадетские корпуса были преобразованы Тульское и Тамбовское военные училища (в 1844 и 1846 гг. с открытием кадетских корпусов в Орле и Воронеже первые два были преобразованы в неранжированные, т. е. в малолетние роты этих корпусов). Новое положение 1830 г. о Финляндском кадетском корпусе определяло его штат в 90 учеников. Туда принимались по экзамену дети 12-17 лет, а курс обучения был рассчитан на 6 лет (в 1845 г. штат увеличен до 105 казеннокоштных и 15 своекоштных кадет, а курс обучения продлен до 7 лет).

В 1832 г. было учреждено Уральское войсковое училище (с программой гражданских уездных училищ) для обучения сыновей офицеров Уральского казачьего войска. Еще в 1826 г. в Омске открылось такое же Училище Сибирского Линейного казачьего войска. Оренбургское Неплюевское военное училище с 1834 г. в строевом отношении составляло роту, разделенную на два отделения (европейское и азиатское), с 6-летним курсом обучения. Выпускники его были обязаны служить в войсках не менее 6 лет, причем дворяне могли производиться в офицеры сразу при выпуске. В 1844 г. училище преобразовано в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус двухэскадронного состава (70 казеннокоштных и 40 своекоштных учеников и 90 сыновей местных казаков).

На пожертвования дворянских губернских обществ и частных лиц (графа Аракчеева, полковника Бахтина и других) был открыт целый ряд новых кадетских корпусов. В 1834 г. был сформирован Новгородский графа Аракчеева кадетский корпус из 4 рот по 100 человек в каждой и позже еще три корпуса с таким же штатом: в 1835 г. - Полоцкий, в 1840 г. - Петровский Полтавский и в 1842 г. - Александровский Брестский. В 1843 г. был открыт Орловский Бахтина кадетский корпус (на 300 казеннокоштных и 100 своекоштных воспитанников), а в 1845 г. такой же Михайловский Воронежский корпус. В 1849 г. открыт 2-й Московский кадетский корпус (4 роты), а вслед за этим имевшийся в Москве Александрийский Сиротский институт был преобразован в Александрийский Сиротский кадетский корпус на 400 офицерских детей-сирот. Наконец, 1 января 1852 г. открылся Неранжированный Владимирский Киевский корпус (из 2 рот по 100 человек) для малолетних воспитанников.

Вообще надо заметить, что кадетские корпуса помимо военного имели и благотворительное значение, давая возможность получать образование и содержание детям неимущих и умерших офицеров и дворян. Так как число желающих поступить в кадетские корпуса постоянно возрастало, то со временем прием стал обусловливаться служебными заслугами родителей. Но преимущественно принимали сирот и неимущих, причем существовало 26 разрядов по правам на казенное воспитание, в соответствии с которыми и определялась очередность приема. В Александровский малолетний и малолетнее отделение 1-го Московского кадетского корпуса принимались дети 6-8 лет, в остальные корпуса - 9,5-11,5 лет после экзамена.

Для всех корпусов еще в 1836 г. был введен единый учебный план и установлен общий порядок организации и устройства. Все предметы делились на три курса: приготовительный (1 год), общий (5 лет) и специальный (3 года). Помимо военных наук в кадетских корпусах преподавались Закон Божий, русский язык и литература, немецкий и французский языки, математика, естественные науки, география, история, статистика, законоведение, чистописание, рисование и черчение. С 40-х гг. в составе старших классов существовали одногодичные артиллерийские и инженерные отделения, где преподавались соответствующие дисциплины. Сначала специальные классы были только при столичных корпусах и рассчитаны на 2 года. Но с 1854 г. добавлен третий класс для подготовки к переходу в артиллерийское и инженерное училища и военную академию. Третьи специальные классы были открыты в Павловском, 1-м и 2-м кадетских корпусах в Петербурге, 1-м и 2-м Московских и Александрийском Сиротском кадетских корпусах, причем в каждом заведении они делились на три отделения - артиллерийское, инженерное и Генерального штаба.

Все кадетские корпуса делились на две группы: корпуса первой группы - 1-й и 2-й кадетские, 1-й и 2-й Московские, Финляндский, Павловский, Александрийский Сиротский, Новгородский графа Аракчеева, Орловский Бахтина, Михайловский Воронежский, Полоцкий, Петровский Полтавский, Александровский Брестский, Оренбургский Неплюевский и Сибирский (как и Пажеский корпус, Дворянский полк, Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров) непосредственно готовили офицеров, а корпуса второй группы, имевшие пятилетний общий курс, - Александровский малолетний, Тульский Александровский, Тамбовский, Владимирский Киевский и малолетнее отделение при 1-м Московском кадетском корпусе переводили воспитанников в корпуса первого класса. В кадетские корпуса принимались только дети офицеров и дворяне (в Оренбургский и Сибирский корпуса также выходцы из других сословий; в Финляндский - только уроженцы великого княжества Финляндского). За каждым корпусом были закреплены определенные губернии. Все корпуса за 1825-1856 гг. дали 17 653 офицера, причем в 1825-1850 гг. на военную службу было выпущено 14 415 человек офицерами и 1517 нижними чинами и на гражданскую службу - 963 человека классными чинами и 302 неклассными 132.

По правилам, существовавшим с 1830 г., после экзамена воспитательный комитет определял каждого выпускника в тот или иной род войск. Самые лучшие получали направление в гвардию, лучшие - подпоручиками в армию (в 1847-1849 гг.) или производились в прапорщики артиллерии и инженерных войск с прикомандированием к соответствующим училищам, а также (в 1840-1853 гг.) к Генеральному штабу для поступления через два года в академию. Прочие же выпускались прапорщиками в армию.

Малоуспешные ученики выпускались после первого специального класса прапорщиками в линейные батальоны, а достигшие 19 лет и неспособные к дальнейшей учебе после четвертого общего класса - во внутреннюю стражу. Старшинство при выпуске зависело не только от баллов, но и от унтер-офицерских званий, полученных воспитанниками в корпусе. Для распределения в кавалерию надо было представить свидетельство о достаточном состоянии для такого вида службы (ибо служба в кавалерии стоила дополнительных расходов); такие выпускники с 1834 г. прикомандировывались на полгода в качестве юнкеров к Образцовому кавалерийскому полку. Выпускники, неспособные по состоянию здоровья к военной службе, направлялись на гражданскую службу с чинами X, XII или XIV класса в зависимости от полученных баллов.

С 1854 г. окончившие третий специальный класс по 1-му разряду шли прапорщиками в гвардию или поручиками в армию, кроме того, они могли поступать в артиллерию и инженерные войска наряду с выпускниками соответствующих специальных училищ. Окончившие по 2-му разряду шли подпоручиками в армию или прапорщиками в артиллерию и инженерные войска, по 3-му разряду - прапорщиками в армию. Окончившие только второй специальный класс выпускались прапорщиками в линейные батальоны. В 1854 г. выпуск в артиллерию и инженерные войска из второго специального класса был разрешен временно, а с 1856 г. это стало практиковаться постоянно,

В середине 50-х гг. проведен ряд изменений в правилах приема и выпуска из корпусов. В 1857 г. двухгодичные специальные классы открыты во всех кадетских корпусах, и они стали выпускать воспитанников прямо на службу, а лучших - переводить в третий класс Константиновского кадетского корпуса (бывший Дворянский полк). Было установлено, что во все кадетские корпуса (кроме Константиновского, Финляндского, Александрийского Сиротского, Оренбургского и Сибирского) принимаются на казенное содержание дети 10 - 12 лет, а своекоштные - 10 - 14 лет; дворяне 14 - 17 лет могли поступать по экзамену сразу в соответствующий возрасту класс. Все дворяне со средним и высшим образованием, а недворяне - с высшим образованием могли теперь поступать экстернами (с правом проживания дома) в специальные классы кадетских корпусов. Действительная служба им засчитывалась с 16-летнего возраста, а права по выпуску они имели равные с кадетами. При этом все лица с высшим образованием должны были окончить только один третий специальный класс при Константиновском кадетском корпусе. С 1858 г. выпуск из корпусов стал практиковаться постоянно в июне.

Александровский Брестский корпус (переведенный в 1854 г. в Москву, а в 1860 г. - в Вильно) стал называться Александровским, а Александровский малолетний корпус в Царском Селе в 1857 г. упразднен (родителям их воспитанников вместо этого выдавалось по 300 руб. в год на воспитание детей). В 1857 г. вместо Неранжированного корпуса в Киеве 30 августа открыт Владимирский Киевский кадетский корпус. С 1861 г. вместо третьего специального класса выпускники направлялись прямо в артиллерийское и инженерное училища. Таким образом, артиллерийские и инженерные отделения третьих классов слились с соответствующими училищами.

Большинство из этих мер преследовали две цели: поощрить домашнее воспитание в течение возможно большего времени и обеспечить свободный доступ в военно-учебные заведения лицам с высшим образованием всех сословий.

Кадетские корпуса были основным каналом, по которому осуществлялось пополнение офицерского корпуса лицами с военным образованием. Помимо них, как указывалось выше, существовали и некоторые другие общевойсковые учебные заведения, выпускавшие офицеров. 

Пажеский корпус. 

Это военно-учебное заведение сформировано в 1802 г. для лиц, назначенных пажами Высочайшего двора, и состояло из 3 пажеских и 1 камер-пажеского классов, В 1810 г. его штат был рассчитан на 50 пажей и 16 камер-пажей. Корпус построен по образцу кадетских корпусов. Срок обучения составлял 7 лет (5 - общий курс и 2 - специальный). Изучались Закон Божий, русский язык и литература, немецкий и французский языки, математика, механика, физика, статика, история, география, статистика, политэкономия, дипломатия, а из военных наук - фортификация, атака и оборона крепостей, тактика, минное дело, артиллерия и военное судопроизводство.

По положению 1827 г. Пажеский корпус представлял собой в строевом отношении роту (134 пажа и 16 камер-пажей); по правилам 1829 г. назначение в пажи и зачисление их в Пажеский корпус проводилось по собственному избранию Его Величества. С 1832 г. право на поступление в корпус предоставлялось также детям лиц, имевших "генеральские" ранги (I-IV классов) на военной и гражданской службе, а с 1837 г. это право ограничено первыми тремя классами (не ниже генерал-лейтенанта и тайного советника). Выпускники Пажеского корпуса почти исключительно (до 90% и более) направлялись в гвардию.

Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. 

Для подготовки офицеров гвардейской кавалерии в 1823 г. учреждена Школа гвардейских подпрапорщиков (в строевом отношении - рота) с двухлетним сроком обучения. Число учащихся определялось штатным составом подпрапорщиков в гвардейских кавалерийских полках (по 24 человека на полк). В школе преподавались уставы, тактика, полевая фортификация и артиллерия, глазомерная съемка и ситуационное черчение, военное и гражданское законодательство, а также история и география. Лица, выдержавшие вступительные экзамены (по общеобразовательному курсу), по достижении 17 лет зачислялись в полк и принимались в школу, сохраняя полковую форму.

В 1826 г. при школе сформирован эскадрон юнкеров гвардейской кавалерии и она получила наименование Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров со штатом в 192 подпрапорщика и 99 юнкеров. С 1838 г. прием стал осуществляться по конкурсному экзамену из детей 13-15 лет, желающих служить в гвардии. В роте подпрапорщиков теперь насчитывалось 120 человек, в эскадроне юнкеров - 108. Из этого числа 20 казеннокоштных мест предоставлялось кандидатам Пажеского корпуса, а все остальные учащиеся были своекоштными и должны были ежегодно вносить 1204-1254 руб. Срок обучения стал четырехлетним. Лучшие выпускники школы производились в офицеры наравне с камер-пажами Пажеского корпуса, а прочие - наравне с пажами. За первую четверть XIX в. она выпустила 133 офицера и за вторую - около 500 (в 1.859 г. в связи с упразднением звания подпрапорщика школа стала называться Николаевским училищем гвардейских юнкеров).

Дворянский полк. 

В связи с почти двойным увеличением армии в ходе наполеоновских войн и ростом потребности в подготовленных офицерах Высочайшим рескриптом 14 марта 1807 г. установлено, что дворяне, достигшие 16 лет, вместо определения прямо в войска должны являться в Петербургские кадетские корпуса для ознакомления с порядком службы и подготовки к офицерскому званию. Туда же было разрешено принимать студентов и других выпускников гражданских учебных заведений. Эту миссию принял на себя 2-й кадетский корпус, при котором был сформирован "Волонтерный Корпус", наименованный в следующем году Дворянским полком (из 2 батальонов); уже в 1808 г. он выпустил 276 офицеров. В 1811 г. при нем сформировали Дворянский кавалерийский эскадрон на НО человек. Первоначально в Дворянском полку обучали 600 человек, в 1813 г. - 1700, в 1815 г. - 2400, а по штату 1816 г. полагалось иметь 2000 человек плюс 236 человек в кавалерийском эскадроне. Они получали в основном только военную подготовку и ускоренными выпусками направлялись в войска с офицерским чином.

В 1826 г. кавалерийский эскадрон в Дворянском полку упразднен, с 1832 г. там полагалось иметь 2 батальона по 500 человек. С 1833 г. выпуски офицеров из провинциальных кадетских корпусов не производились, а их воспитанников для окончания курса переводили в Дворянский полк. До 1851 г. в него принимали также детей 13-15 лет "со стороны" по конкурсному экзамену. Третьи специальные классы были открыты в Дворянском полку на два года раньше, чем в столичных кадетских корпусах, -уже в 1852 году. 17 апреля 1855 г. Дворянский полк преобразован в Константиновский кадетский корпус, который с 1857 г. переведен в Петербург, а в 1859 г. первым из всех корпусов преобразован в Константиновское военное училище. За первые 25 лет своего существования Дворянский полк подготовил 9070 офицеров.

Юнкерские школы. 

Юнкерские школы армейских подпрапорщиков существовали некоторое время при войсковых штабах и не имели единой организации. С 1820 по 1830 г, такая школа существовала при штабе 1-й армии в Могилеве. Она состояла из старшего и младшего классов и в строевом отношении представляла собой роту (120 человек). В 1818-1828 гг. юнкерская школа существовала при штабе 2-й армии в Тульчине (с трехлетним сроком обучения). Недолгое время существовали школы при корпусных штабах 1-й армии, содержавшиеся на экстраординарные (неплановые) войсковые суммы. В школах преподавали в основном практические военные предметы; во 2-й армии юнкера во время лагерных сборов несли службу наравне со строевыми офицерами. Но в целом юнкерские школы в это время не получили развития.

***

Наконец, следует сказать о том, что офицеров готовили и некоторые учебные заведения, не входившие в военное ведомство. Офицеров выпускал, в частности, знаменитый Царскосельский лицей, основанный в 1811 г. как привилегированное учебное заведение для представителей знатных дворянских родов. В первой четверти XIX в. он дал 35 офицеров, а с 1822 по 1843 г. даже приобрел преимущественно военный характер и был передан из ведомства Министерства народного просвещения в ведение Совета о военных училищах, выпуская главным образом офицеров; с 1843 г. лицей офицеров не выпускал.

Военно-инженерные кадры готовили Институт инженеров путей сообщения, Горный и Лесной институты. Горный институт в 1804 г. был переименован в Горный кадетский корпус с правом производства выпускников в офицерские чины (в 1833 г. он снова стал именоваться Горным институтом, а с 1848 г. - Институтом корпуса горных инженеров, превратившись в закрытое военно-учебное заведение). Институт инженеров путей сообщения и Лесной институт в 1842 г. переведены на восьмилетний срок обучения (4 общих, 3 теоретических и 1 практический классы). Институт инженеров путей сообщения в 1849 г. преобразован в кадетский корпус. Выпускники этих учебных заведений производились в офицеры, но служили в основном в соответствующих ведомствах, а не в армии.

К 1854 г. общий штат общевойсковых военно-учебных заведений был рассчитан на 8288 человек (реально обучалось 7751), в том числе Пажеский корпус -150, Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров - 228, Дворянский полк - 1000, Финляндский кадетский корпус - 120, Павловский - 500, 1-й и 2-й Петербургские - по 600, 1-й Московский (с малолетним отделением) - 650, Сибирский - 240, Оренбургский и Киевский - по 200, Тульский и Тамбовский - по 100, Александровский малолетний, 2-й Московский, Новгородский, Орловский, Воронежский, Полтавский, Брестский, Полоцкий и Александрийский Сиротский - по 400 человек. За 1845-1854 гг. они выпустили 5563 офицера.

Содержание каждого воспитанника обходилось в среднем: в 1853 г. - 373 руб., в 1854 г. - 383 руб., в 1855 г. - 384 руб.

В 1853-1861 гг. общевойсковые учебные заведения подготовили в общей сложности 5833 офицера (91% всех выпускников), из которых направлены в гвардию 952 (16%), в артиллерию и инженерные войска - 1500 (26%), в пехоту и кавалерию - 2255 (38%), в линейные батальоны - 284 (4%), в корпус внутренней стражи - 645 (11%) и в казачьи войска - 297 (5%). Выпуск по годам показан в таблице 21 133.

На гражданскую службу за этот период выпущено всего 216 человек, или 3% всех выпускников, а нижними чинами в армию - 410 (6%). Таким образом, военно-учебные заведения давали весьма небольшой процент "брака", но среди всех производимых в офицеры выпускники учебных заведений составляли менее трети, и система военного образования нуждалась в дальнейшем развитии.

 

Система военно-учебных заведений после реформ 60-х гг. XIX в.

В 60-е гг. XIX в. проведены крупные реформы в области военного образования, суть которых состояла в отделении общеобразовательного курса в военно-учебных заведениях от военно-специального и создании для каждого из них отдельных учебных заведений: военных гимназий (с 1882 г. - кадетские корпуса) и военных училищ, на которые разделились прежние кадетские корпуса. Кроме того, признано необходимым в офицеры производить только получивших специальное военное образование в учебных заведениях, для чего и решили пропускать через них всю массу вольноопределяющихся, юнкеров и унтер-офицеров - всех, кто ранее получал офицерское звание непосредственно в частях после определенного срока выслуги. Поскольку этот контингент обладал в большинстве худшим общеобразовательным уровнем, чем выпускники военных гимназий, для него были созданы особые училища с облегченной программой, получившие названия юнкерских. Организованы и общеобразовательные военные учебные заведения сокращенного курса, получившие название военных прогимназий, которые готовили к поступлению в юнкерские училища подобно тому, как военные гимназии готовили к поступлению в военные училища. Таким образом, общевойсковые военно-учебные заведения подразделялись на четыре основных типа.

Военные училища. 

В 1863 г. специальные классы кадетских корпусов (кроме Пажеского, Финляндского, Оренбургского и Сибирского) были сведены в три военных училища, получивших названия: 1-е Павловское, 2-е Константиновское и 3-е Александровское. Училища в строевом отношении составляли батальоны по 300 юнкеров; время учебы засчитывалось за действительную военную службу. В училища принимались воспитанники кадетских корпусов (военных гимназий), выпускники гражданских средних и высших учебных заведений независимо от сословной принадлежности (до введения всеобщей воинской повинности - из сословий, не обязанных рекрутской повинностью) не моложе 16 лет. В 1865 г. на базе Николаевского училища гвардейских юнкеров образовано Николаевское кавалерийское училище (на 200 юнкеров), в связи с чем с 1866 г. выпуск в кавалерию из других училищ был прекращен. В 1866 г. в Оренбурге создано четвертое пехотное училище (на 100 юнкеров), но в 1870 г. оно закрылось. Пажеский корпус сохранил свою организацию: его старшие классы соответствовали военному училищу, а младшие - военной гимназии (было 2 специальных и 5 общеобразовательных классов); штат его в 1868 г. определен в 150 человек. Теперь в корпус принимались дети 12-17 лет (в соответствующий возрасту класс) вместо 10-15-летних. Такая же структура сохранилась и в Финляндском корпусе.

Срок обучения в военных училищах составлял 2 года. С 1864 г. выпуск проводился после летнего лагерного сбора, так как один лагерный сбор (после 1-го курса) был признан недостаточным. Первое время лучших выпускников направляли, как и ранее, в артиллерию и инженерные войска, но вскоре выпуск в эти рода войск из общевойсковых училищ был прекращен.

Представление о программах военных училищ дает таблица 22 134.

Обер-офицер гвардейских кирасир. Приблизительно 1890 г. Выпускали юнкеров в зависимости от успехов по трем разрядам. Окончившие училище по 1-му разряду (не менее 8 баллов в среднем и по военным предметам, не менее 6 по остальным и не менее 9 по поведению и знанию строевой службы) выпускались подпоручиками, а лучших могли прикомандировать к гвардейским частям для перевода в них после годичного испытания и по представлению гвардейского начальства. Окончившие курс по 2-му разряду (не менее 7, 5 и 8 баллов соответственно) выпускались прапорщиками, а по 3-му разряду (все прочие) - направлялись в полки юнкерами на 6 месяцев, после чего производились в офицеры без дополнительного экзамена и сверх вакансий.

Прикомандированные к гвардейским частям переводились затем в части прапорщиками и корнетами: в старой гвардии - со старшинством со дня выпуска, а в молодой гвардии - со старшинством двух лет. Выпущенные по 1-му разряду из Пажеского корпуса (требования - как в военных училищах, но по поведению не менее 10 баллов) шли сразу в гвардию прапорщиками и корнетами. По 2-му разряду (то же, что в училищах, но по остальным предметам не менее 6 баллов и поведению 9) - в армию подпоручиками, а по 3-му разряду (в среднем и по военным предметам не менее 6 баллов, по остальным - 5 и поведению 7) - в армию прапорщиками и корнетами.

Небольшая часть юнкеров выбывала до окончания срока учебы (в 1863-1869 гг. ежегодно 8%, причем среди тех, кто не учился в военных гимназиях, - 16%) 135. Среднегодовая убыль в военных училищах, старших классах Пажеского и Финляндского корпусов показана в таблице 23 136.

В 1871-1879 гг. из этих заведений выпущено в общей сложности 4329 офицеров и чиновников разных классов (76%), переведено в другие военные (специальные) училища 382 (7%), уволено до окончания курса 820 (14%), выпущено нижними чинами (в т. ч. и до окончания курса) - 127 (2%), умерло - 58 (1%).

Уже обращалось внимание: среди выбывших до окончания курса удельный вес тех, кто поступил не из военных гимназий, был вдвое выше. Это объяснялось тем, что военные гимназисты отличались более твердой установкой на получение офицерской профессии. Но поскольку для комплектования военных училищ выпускников военных гимназий не хватало, то на вакансии приглашали лиц из гражданских учебных заведений. В 1863 г. таких принято 61 человек, в 1865 г. - 137, в 1868 г. -191, в 1870 г. - 226. В 1869-1879 гг. среди поступавших (ежегодно в среднем 637 человек) выпускников военных гимназий было 420, "со стороны" по аттестату- 105 и по экзамену - 112. Из общего числа поступивших в 1871-1879 гг. (5904 человека) выпускников военных гимназий было 3793 (64%), переведенных из других училищ - 30 (менее 1%), поступивших "со стороны" по аттестату - 982 (17%) и по экзамену - 1099 (19%).

Воспитанник Пажеского корпуса, 90-е гг. XIX в.В 1881 г. из военных гимназий поступило 566 человек (75,2%), а "со стороны" - 186. К началу XX в. процент поступавших из кадетских корпусов уменьшился до 56,4%, но к тому времени увеличилось и число военных училищ, и это уменьшение касалось прежде всего новых училищ; в старейших же процент бывших кадет был выше. Гак, в Павловское военное училище в 1901 г. поступило из корпусов 221 человек, а "со стороны" - 28, в Александровское - 110 и 37 соответственно137. Таким образом, постепенно прием в военные училища выпускников гражданских учебных заведений увеличивался. Размеры содержания юнкера в 1870-х гг. показаны в табл. 24 138.

К началу 1871 г. общий штат военных училищ и старших классов Пажеского и Финляндского корпусов составлял 1188 человек, к 1880 г. - 1360 (Пажеский корпус - 60, Финляндский (всего) - 120, Павловское училище - 350, Константиновское - 330, Александровское - 300, Николаевское кавалерийское - 200).

Выпуск из общевойсковых военных училищ с 1862 по 1879 г. составлял от 402 до 1086 человек (см. табл. 40) 139.

Из выпущенных в 1862-1870 гг. 4943 офицеров 3196 направлены в пехоту, 1139 - в кавалерию, 293 - в артиллерию, 134 - в инженерные войска и 181 - в казачьи. Всего военные училища подготовили с 1863 по 1880 г. 16 184 офицера и с 1881 по 1900 г. - 15 947 офицеров.

В начале XX в. шло преобразование в военные некоторых юнкерских училищ, что было подготовлено введением в некоторых из них во второй половине 80-х гг. XIX в. военно-училищного курса. В 1902 г. в результате преобразований из юнкерских возникли Московское (Алексеевское) и Киевское пехотные и Елисаветградское кавалерийское военные училища. Константиновское военное училище еще в 1894 г. стало артиллерийским. В 1911 г. остальные юнкерские преобразованы в военные училища, и Россия таким образом стала обладательницей 17 общевойсковых военных училищ. Это были Пажеский корпус (Финляндский к тому времени закрыт), Павловское, Александровское, Алексеевское, Киевское, Владимирское, Казанское, Виленское, Одесское, Чугуевское, Тифлисское и Иркутское пехотные, Николаевское, Елисаветградское и Тверское кавалерийские и Новочеркасское и Оренбургское казачьи училища. Штат пехотных училищ составлял 300 юнкеров, кавалерийских - 250. В начале XX в. их выпуск колебался от 807 до 2831 офицера и за 1900-1914 гг. составил 21 071 (см. табл. 41) 140.

Подпоручик гвардейской пехоты, 1880 г.Кроме того, в 1914 г. были открыты Николаевское (2-е Киевское) и Ташкентское пехотные училища; в годы войны ускоренные выпуски общевойсковых военных училищ дали: в 1914 г. - 9 914 офицеров, в 1915 г. -18 999, в 1916 г. - 34 906, в 1917 г. - около 37 тыс. (до 10 мая - 24 532) 141.

Социальный состав военных училищ определялся во многом тем, что основной контингент поступавших в них давали кадетские корпуса (военные гимназии), состав которых был преимущественно дворянским (ибо офицеры, чьи дети в основном учились там, все были либо потомственными, либо личными дворянами). Но так как значительная часть юнкеров все-таки поступала со стороны, состав поенных училищ существенно отличался от состава кадетских корпусов. В 1881 г. в общевойсковых военных училищах сыновья потомственных дворян составляли 54,12%, личных дворян, офицеров и чиновников - 34,76, казаков - 2,35, прочих - 4,52. Естественно, в училищах, которые были преобразованы из юнкерских (комплектовавшихся в основном недворянским контингентом), социальный состав еще сильнее отличался от состава кадетских корпусов. В этой связи интересно сравнить процентный состав трех старых училищ (Павловского, Александровского и Николаевского кавалерийского), а также Пажеского корпуса и двух новых (Московского и Киевского) в 1903 г. (см. табл. 25) 142.

По другим данным, в 1902 г. во всех военных училищах, кроме Московского и Киевского, детей дворян было 57,81, офицеров и чиновников - 38,83, духовенства - 0,2, казаков - 2,97 и иностранцев - 0,59%, тогда как в двух последних дворян - 25,91, детей офицеров и чиновников- 21,3, духовенства - 3,11%. С1905г. училища разделялись на две группы: те, на которые распространялись пра-нила приема в кадетские корпуса (старые училища), и все остальные. Социальный состав училищ этих групп в 1906 г. показан в таблице 26 143.

Учитывая, что училища второй группы составляли более 80% всех училищ, общий состав юнкеров был ближе к составу училищ этой группы. Процент потомственных дворян (а в группе "дворян, офицеров и чиновников" таковые составляли меньше половины) не превышал, видимо, 25%.

Юнкерские училища. 

Юнкерские училища предназначались для получения военного образования юнкерами и унтер-офицерами из вольноопределяющихся перед производством их в офицеры. Первоначально такие училища создавали при корпусных штабах, они не имели единой организации. К началу 1863 г. существовали училища при 4-м армейском корпусе в Воронеже, при 2-м армейском корпусе (Училище войск Царства Польского) и в Финляндии (Училище войск, в Финляндии расположенных). Училища при 1-м и 3-м армейских корпусах были закрыты в связи с польским восстанием, а в июле 1863 г. в связи с переездом штаба корпуса из Воронежа в Курск закрыто и училище при 4-м корпусе.

Хорунжий Оренбургского казачьего войска. Приблизительно 1890 г.Как новый тип военно-учебного заведения юнкерские училища появились в 1864 г. По проекту, утвержденному 14 июля, их штат определен в 200 человек (рота). Юнкерские училища создавались при окружных штабах. Они именовались пехотными или кавалерийскими и по городу нахождения. В конце 1864 г. открылись Виленское и Московское юнкерские училища. В 1865 г. организованы Гельсингфорсское (на 100 юнкеров), Варшавское, Киевское, Одесское, Чугуевское, Рижское училища (на 200 юнкеров каждое), а также Тверское и Елисаветградское кавалерийские (на 60 и 90 юнкеров соответственно), а в 1866 г. - Казанское и Тифлисское (на 200 юнкеров каждое). В 1867 г. образовано Оренбургское училище на 200 человек (в том числе 120 казачьих урядников Оренбургского, Уральского, Сибирского и Семиреченского казачьих войск).

В 1868 г. штат Тверского училища увеличен до 90 юнкеров, Елисаветградского - до 150, а Гельсингфорсского уменьшен до 90. В 1869 г. штаты Варшавского, Московского, Казанского, Киевского и Чугуевского училищ увеличены до 300 человек, а также открыты два новых училища: Петербургское пехотное на 200 юнкеров и Новочеркасское урядничье казачье на 120 урядников Донского и Астраханского казачьих войск. В 1870 г. к ним добавилось Ставропольское училище на 30 юнкеров и 90 урядников Кубанского и Терского казачьих войск. Таким образом, сеть юнкерских училищ создана очень быстро. Если к концу 1868 г. было 13 училищ на 2130 человек, то к началу 1871 г. - 16 училищ на 2670 пехотных, 270 кавалерийских и 405 казачьих мест (11 пехотных на 2590 человек, 2 кавалерийских на 240, 2 смешанных на 320,1 казачье на 120, а также 2 казачьих отдела на 75 человек при Варшавском и Виленском училищах). В 1872 г. открылось Иркутское юнкерское училище на 60 урядников и 30 пехотных юнкеров. В 1878 г. Ставропольское и Оренбургское училища преобразованы в казачьи (с 1876 г. казачий отдел был также в Елисаветградском училище); казачьи войска имели теперь в общей сложности 655 вакансий в юнкерских училищах вместо 330 в 1871 г.  

Гельсингфорсское училище в 1879 г. было закрыто, и к 1880 г. осталось 16 училищ с общим штатом 4500 человек, из которых 3380 мест приходилось на пехоту (Московское, Чугуевское, Киевское, Одесское и Казанское училища - по 400 человек, Варшавское - 350, Виленское и Тифлисское - по 300, Петербургское и Рижское — по 200 и отдел в Иркутском училище на 30 юнкеров); 450 мест - на кавалерию (Тверское - на 150 и Елисаветградское - на 300) и 670 мест - на казачьи войска (Новочеркасское и Ставропольское -- по 120, Оренбургское - на 250, отдел в Иркутском училище - на 60 и отделы в Варшавском, Виленском и Елисаветградском училищах — всего на 120 урядников) 144.

В юнкерские училища принимали окончивших военные прогимназии или соответствующие гражданские учебные заведения, а также вольноопределяющихся; с 1869 г. могли поступать также унтер-офицеры, призванные по набору. Вольноопределяющиеся в принципе не были обязаны поступать в училище, но стать офицерами могли только после выпускного экзамена за училище или окончания курса. В противном случае они приравнивались по сроку выслуги к унтер-офицерам, призванным по рекрутскому набору. Для поступления в училище им надо было прослужить в унтер-офицерском звании 3 месяца, получить одобрение начальства и выдержать вступительный экзамен по пяти общеобразовательным предметам (окончившие шесть классов гимназии сдавали экзамен только по русскому языку и должны были получить не ниже 7 баллов).

Курс состоял из двух классов: младшего общего и старшего специального. Объем и содержание специального образования диктовались знаниями, навыками, необходимыми для командования батальоном. По окончании курса юнкера возвращались в свой полк и производились в офицеры по удостоению начальства. При этом выпущенные по 1-му разряду производились после лагерного сбора по представлению начальства независимо от наличия в полку вакансий, а выпущенные по 2-му разряду - только на вакансии. Программа юнкерских училищ в начале 80-х гг. менялась, но незначительно (см. табл. 27) 145. Их выпуск в 1866-1879 гг. колебался от 270 до 2836 человек и всего составил 16 731 человек (см. табл. 40).

Юнкерские училища к 80-м гг. XIX в. в основном удовлетворили потребность армии в офицерских кадрах, и стало возможным повысить требования к их образовательной подготовке, которая была признана недостаточной. С развитием сети юнкерских училищ производство в офицеры лиц, не прошедших курса обучения, было прекращено, но большую часть офицеров давали именно юнкерские училища. Теперь ставилась задача дать образование возможно большему числу офицеров на уровне военных училищ. С этой целью в 1886 г. решено сократить общий штат юнкерских училищ с 4500 до 2800, но реально сократили до 3620 человек (были закрыты Рижское и Варшавское училища). Одновременно в 1886-1888 гг. при юнкерских училищах открыты отделения с военно-училищным курсом (для выпускников гражданских средних учебных заведений). С 1888 г. военно-училищный курс введен в Московском юнкерском училище и на отделениях Киевского и Елисаветградского училищ. В 1887-1894 гг.' эти курсы юнкерских училищ дали 1680 офицеров, а в 1895-1900 гг. - еще 1800. В результате с 90-х гг. выпускники военных училищ и военно-училищных курсов юнкерских училищ стали преобладать в общем числе выпускников (см. табл. 28)146.

В общей сложности юнкерские училища (в том числе и с военно-училищным курсом) выпустили с 1865 по 1880 г. 17 538 офицеров, а с 1881 по 1900 г. - 25 766.

Комплектование юнкерских училищ осуществлялось за счет лиц, получивших неполное среднее образование (прогимназии, городские училища и др.) или окончивших 6-й класс гимназий и равных им учебных заведений (т. е. имеющих права вольноопределяющихся 1-го разряда по образованию). Последние поступали вне конкурса, получив по единственному экзамену - русскому языку оценку не ниже 7 баллов. Между тем они, по отзывам начальства Главного управления военно-учебных заведений, представляли собой худший контингент, нежели выпускники прогимназий и городских училищ. Дело в том, что в значительной части это были люди, не сумевшие окончить гимназии по неспособности и дотянутые до 6-го класса, тогда как среди выпускников городских училищ и других подобных заведений, напротив, было много лиц из низших сословий, сумевших получить образование благодаря своей целеустремленности и способностям, которые и в юнкерском училище показывали себя с наилучшей стороны (что неоднократно отмечалось великим князем Константином Константиновичем, начальником Гувуз). Но по условиям приема последние были поставлены в худшее положение. В 1902 г., например, из поступавших в юнкерские училища около трети (1548) имели 6-классное образование, а 3200 - не имели; из последних выдержали экзамены 1526 человек (47%), но приняты на оставшиеся места только 742. Поэтому по настоянию Гувуз в 1903 г. для лиц с 6-классным образованием введен экзамен по всем разделам математики. Представление об источниках комплектования юнкерских училищ дает таблица 29 (данные на 1868 г., в %). Среди учившихся в средних учебных заведениях ушедших после 6-го класса было 15-30%.

Большинство обучавшихся в юнкерских училищах оканчивало курс по 2-му разряду. Например, в 1888 г. Казанское училище по 1-му разряду окончили 8, а по 2-му разряду - 22 человека, Тверское - соответственно 12 и 40, Киевское -12 и 119, Иркутское - 4 и 32, Петербургское - 24 и 70, Одесское - 23 и 88, Виленское - 11 и 68, Тифлисское - 18 и 76, Елисаветградское - 20 и 75 147.

С переводом юнкерских училищ на военно-училищный курс они стали постепенно преобразовываться в военные училища. В начале XX в. после такого преобразования Московского, Киевского и Елисаветградского кавалерийского оставалось 10 юнкерских училищ: 7 пехотных (Петербургское, Виленское, Казанское, Одесское, Чугуевское, Иркутское и Тифлисское), 1 кавалерийское (Тверское) и 2 казачьих (Новочеркасское и Оренбургское). Но и эти училища с 1903 г. перешли на 3-летний срок обучения со значительным увеличением объема программ как общеобразовательных, так и военных предметов (на первые теперь отводилось 36 часов в неделю, на вторые - 45). Изменились и правила выпуска: теперь выпускники делились на три разряда. Для окончания по 1-му разряду надо было иметь средний балл не менее 10, по военным предметам - не менее 7 и по строевой службе - не менее 9; по 2-му разряду - общий балл не менее 7 и равные 1-му разряду показатели по военным предметам и строевой службе; по 3-му разряду выпускались все остальные, но получившие на экзаменах положительную оценку (не менее 6 баллов). Выпускникам 1-го и 2-го разрядов присваивали звание подпоручика, а 3-го (как и из военных училищ) - унтер-офицера с правом производства в офицеры на вакансии, но не ранее года службы.

Сословный состав юнкерских училищ очень сильно отличался от состава военных училищ и тем более кадетских корпусов: из-за разницы в источниках комплектования потомственных дворян в этих училищах было менее 20%. Даже вместе с детьми личных дворян, офицеров и чиновников их было чуть больше половины в 80-х гг. и менее 40% в начале XX в., тогда как крестьяне, мещане и казаки составляли от четверти в 80-х гг. до почти половины в начале XX в. (см. табл. 30) 148.

В 1911 г. все юнкерские училища были преобразованы в военные и как тип военно-учебных заведений перестали существовать.

Обратимся теперь к учебным заведениям, осуществлявшим подготовительные функции по отношению к училищам, непосредственно выпускавшим офицеров.

Военные гимназии (кадетские корпуса).

В начале 60-х гг. XIX в. || коде общей реформы народного образования в стране было создано, как известно, два основных типа средних учебных заведений: классическая гимназия (с преобладанием гуманитарных предметов) и реальная (с естественно-математическим уклоном). В русле этих реформ военный министр Д. А. Милютин предложил создать военные гимназии, преобразовав общие классы кадетских корпусов (старшие специальные классы которых уже были преобразованы в военные училища). Строевой состав предполагалось упразднить, именив большинство офицеров гражданскими преподавателями, и превратить эти заведения из закрытых в открытые, где большинство воспитанников содержалось бы за свой счет, и таким образом приблизить их к гражданским гимназиям (Милютиным даже предполагалось со временем передать все подготовительные заведения в Министерство народного просвещения, чтобы военные училища комплектовались выпускниками обычных гимназий).

Кадет. Вторая половина 40-х гг. XIX в. Осуществление этого проекта началось в 1863 г., когда соответствующим образом был реорганизован 2-й кадетский корпус, где вместо строевых подразделений ввели возрастные классы, как в гимназиях. В том же году упразднены три кадетских корпуса: Александринский Сиротский в Москве, Александровский в Вильне и Павловский; к приему в корпуса в том году допускались уже только дети, достигшие 12 лет. В 1864 г. преобразованы в военные гимнами 1-й кадетский корпус, 1-й и 2-й Московские, Орловский и Тульский, в 1865 г. - Полтавский, Киевский, Полоцкий и Воронежский, а в 1866 г. - Новгородский, одновременно с этим переведенный в Нижний Новгород, Оренбургский и Сибирский. Упразднены малолетние отделения 1-го кадетского и Тамбовского корпусов. Пажеский и Финляндский корпуса оставлены в прежнем виде (какими и сохранились до конца своего существования). В Пажеском корпусе четыре общих класса приравнивались к старшим классам военной гимназии, а в Финляндском общий курс был пятилетним (на шведском языке). Таким образом, к началу 1871 г. помимо общих классов этих двух корпусов насчитывалось 12 военных гимназий: 1-я и 2-я Петербургские, 1-я и 2-я Московские, Орловская Бахтина, Михайловская Воронежская, Петровская Полтавская, Владимирская Киевская, Полоцкая, Нижегородская Аракчеевская, Оренбургская Неплюевская и Сибирская, а также приготовительный пансион при Николаевском кавалерийском училище. Общий штат всех военных гимназий составил 3782 воспитанника.

В 1873 г. вместо 6-летнего в военных гимназиях был введен 7-летний курс и увеличены штаты (в 12 гимназиях всего до 4300 чел.). В том же году открыты еще две военные гимназии исключительно для экстернов, т. е. приходящих учеников: 3-я Петербургская и Симбирская - с допуском в них представителей всех сословий и с платой, как в гражданских гимназиях; в остальных гимназиях допускалось по 3 приходящих ученика на каждое классное отделение, а при четырех гимназиях открыто по новому классному отделению для приходящих на 30 человек. В 1874 г. открылась 3-я Московская гимназия, в 1875 г. - Тифлисская (вместо прежней прогимназии, переведенной во Владикавказ), а в 1876 г. -4-я Московская (на 500 человек) и Псковская (на 400 человек), преобразованные из прогимназий. Все эти гимназии были заведениями интернатного типа, имели приготовительный и шесть основных классов. С 1874 г. в военных гимназиях введен конкурсный экзамен. В 1877 г. в Омске открыт пансион для приготовления малолетних к поступлению в Сибирскую военную гимназию.

Содержание каждого воспитанника-интерна в военной гимназии обходилось государству в среднем в год: в 1872 г. - 414,5 руб., в 1875 г. - 369,43 руб., в 1879 г. - 595,23 руб.149 Для подготовки учителей военных гимназий в 1865-1882 гг. при 2-й Петербургской военной гимназии действовали Высшие педагогические курсы, куда принимались лица с университетским образованием. За 1871-1880 гг. курсы подготовили 45 человек.

За 1871-1879 гг. все военные гимназии и равные им учебные заведения направили в военные училища 4347 человек (см. табл. 40).

Число воспитанников военных гимназий в 70-х гг. постоянно увеличивалось главным образом за счет своекоштных (плативших 250 руб. в год), в результате чего доля выпускников военных гимназий среди юнкеров военных училищ, составлявшая в 1871 г. около половины, в 1879 г. выросла до 75%. Штаты военных гимназий и равных им заведений к началу 80-х гг. приводятся в таблице 31 150.

Полковник инженерных войск. 1848 г.К началу 80-х гг. выяснилось, однако, что военные гимназии, "удовлетворяя требованиям среднего реального образования и педагогическим целям воспитания, не вполне отвечают задаче профессионального военного заведения" и недостаточно хорошо подготавливают учащихся к переходу в военные училища в профессионально-психологическом плане. Кроме того, оказалась недостаточно обеспеченной одна из основных целей подготовительных военно-учебных заведений - давать детям бедных офицеров и чиновников воспитание и образование за государственный счет. Поэтому было решено, оставив эти заведения отдельными от военных училищ, вновь ввести в них строевые роты и строевые занятия в старших классах, заменить гражданских воспитателей строевыми офицерами, а также существенно увеличить число интернов.

Во исполнение этого 22 июня 1882 г. военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса и назывались так до конца их существования. Преподавательский состав сохранен, но и введен штат офицеров-воспитателей. Число учащихся в классе составляло 35 человек. Общие классы Пажеского корпуса и подготовительный пансион Николаевского кавалерийского училища, организационно отделенные от них в 1877 г., снова были присоединены к этим заведениям. 3-й Петербургский корпус (Александровский) сделан интернатом, а 3-й Московский вообще закрыт. В 1883 г. появился Донской кадетский корпус на 420 воспитанников, в 1887 г. - 2-й Оренбургский (на 300), а в 1888 г. открылись две трехклассные приготовительные школы: Иркутская (на 35 человек) и Хабаровская (на 50), учащиеся которых переводились в Сибирский кадетский корпус. К 1891 г. штат Александровского корпуса сократился до 300 человек, Сибирского - увеличился до 325, Тифлисского - до 350.

С 1884 г. на казенный кошт стали принимать только детей лиц, прослуживших в офицерских чинах (и военными врачами) не менее 10 лет или уволенных с правом ношения мундира. Из тех, чьи отцы прослужили менее 10 лет, принимались: круглые сироты, чьи отцы умерли на службе; дети убитых и умерших от ран, инвалидов 1-го и 2-го класса; дети преподавателей кадетских корпусов, прослуживших там не менее 5 лет. Все эти кандидаты были разделены на 14 разрядов по порядку предпочтения (причем первые четыре принимались вне конкурса): 1) дети офицеров и военных чиновников, убитых и умерших от ран (в т. ч. погибших и ставших полными инвалидами при служебных обстоятельствах); 2) круглые сироты офицеров; 3) дети георгиевских кавалеров; 4) дети офицеров и военных чиновников, состоящих под покровительством Александровского комитета о раненых (т. е. инвалидов 1-го и 2-го класса); 5) лица, имеющие право на казенный кошт, в возрасте 16-18 лет, поступающие прямо в 6-7-е классы; 6) дети генералов и пажи Высочайшего Двора; 7) дети офицеров, оставшиеся без одного из родителей; 8) дети преподавателей кадетских корпусов; 9) дети инвалидов 3-го класса; 10) дети имеющих орден Владимира с мечами (т. е. за боевые заслуги) или золотое оружие с надписью "За храбрость"; 11) дети полковников; 12) дети имеющих ордена Анны 2-й и 3-й степени с мечами или 4-й степени "За храбрость", Станислава 2-й и 3-й степени с мечами или знак отличия военного ордена; 13) дети штаб-офицеров ниже полковника; 14) дети обер-офицеров и священников, прослуживших не менее 10 лет в военном ведомстве. На тех же основаниях детям 6-10 лет, не принимаемым в корпуса, выдавались пособия для домашнего воспитания: 1) детям убитых и погибших на службе; 2) круглым сиротам; 3) детям инвалидов 1-го и 2-го класса; 4) оставшимся без одного из родителей детям генералов, штаб- и обер-офицеров, прослуживших 10 лет или уволенных с мундиром.

Капитан пехотного полка.1854 г.Своекоштными воспитанниками принимались дети всех остальных офицеров и потомственных дворян (даже не служивших). Причем те, кто имел право на казенное содержание, но не прошел по конкурсу на выделенные места, платили по 250 руб. в год, остальные - полную стоимость (к 1894 г. - 450 руб.). В Пажеском корпусе все воспитанники были казеннокоштными. Кроме того, воспитанники корпусов могли содержаться на стипендии дворянских обществ и различных учреждений. Картина комплектования кадетских корпусов в 80-90-х гг. дана в таблице 32 151.

С начала 80-х гг. происходило быстрое увеличение числа" казеннокоштных воспитанников и уменьшение числа экстернов, что имело своим следствием в первую очередь увеличение среди воспитанников кадетских корпусов доли детей военных (см. табл. ЗЗ) 152.

В 90-х гг. продолжало расти и число самих кадетских корпусов: в 1896 г. был образован Ярославский корпус, в 1899 г. - Суворовский (в Варшаве) и Одесский, в 1900 г. - Сумской и Хабаровский, в 1902 г. - Владикавказский. В начале XX в., когда начальником Гувуз стал великий князь Константин Константинович, в системе воспитания кадет произошли кардинальные перемены и педагогические приемы стали значительно более гуманными: были отменены многие ограничения личного характера для кадет старших классов (относительно ношения усов, часов, курения и т. п.). Великий князь Константин Константинович видел основную задачу воспитания в том, чтобы развивать у кадет "сознание их человеческого достоинства и бережно устранять все то, что может унизить или оскорбить это достоинство" 153.

В 1911-1914 гг. функционировало 26 кадетских корпусов: 1-й и 2-й Петербургские, Николаевский (бывший приготовительный пансион Николаевского кавалерийского училища), Александровский (им. Александра II), 1, 2 и 3-й Московские, Орловский Бахтина, Михайловский Воронежский, Нижегородский Аракчеева, Петровский Полтавский, Полоцкий, Псковский, Владимирский Киевский, Симбирский, 1-й Оренбургский Неплюевский, 2-й Оренбургский, Омский, Ярославский, Сумской, Суворовский Варшавский, Хабаровский Муравьева, Ташкентский наследника цесаревича, Владикавказский, Вольский и Тифлисский, а также общие классы Пажеского корпуса. В целом в кадетских корпусах обучалось более 10 тыс. человек. К началу мировой войны их стало 29 с общим штатом в 11 618 кадет 154.

Программы и учебный план кадетских корпусов последний раз утверждались в 1897 г., но принципиальных изменений не претерпели с самого учреждения военных гимназий. Вообще надо сказать, что программы военных гимназий в свое время превосходили программы соответствующих им гражданских заведений (реальных гимназий или училищ) и давали воспитанникам более основательное образование. На Закон Божий в военных гимназиях отводилось 18 часов, в реальном училище - 12, на русский язык и литературу - соответственно 33 и 26, иностранный язык - 54 и 27 (плюс 18 факультатив), математику - 42 и 38, естественные науки - 20 и 20, историю и географию - 24 и 22, начертательные искусства - 19 и 42. Изменение программ военных гимназий и кадетских корпусов представлено в таблице 34 155.

О среднегодовой убыли из военных гимназий и кадетских корпусов (как до окончания курса, так и после) дает представление таблица 35 156.

Прапорщик егерского полка. Приблизительно 1850 г.Количество "брака" к концу XIX в. удалось значительно снизить, учитывая, что в 1863-1869 гг. убыль до окончания курса составляла около 12% - в среднем в год 453 человека (в т. ч. отправлялось юнкерами в войска 166 человек). Но если гражданскими чинами выпускалось тогда очень немного (в 1869 г. -13, в 1870 г. - 11 человек) 157, то со временем процент тех, кто, окончив военную гимназию, избрал не училище, а гражданскую службу (в принципе выпускники не обязаны были поступать в военные училища), в целом несколько повышался (в 1869-1879 гг. - около 6%, в 1881 г. - 8,6%, в 1903 г. -9,6%). В XX в. количество таких выпускников еще больше возросло, составив в 1914 г. 17,8%. В 1901 г. из 1005 окончивших корпуса в училища поступили 887, в 1905 г. из 1091 - 994, в 1908 г. из 1174 - 987, в 1911 г. из 1353 - 1195, в 1912 г. из 1269 - 1041 и в 1914 г. из 1329 - 1093.

Что касается сословного состава военных гимназий, то он был преимущественно дворянским, хотя и в меньшей степени, чем прежних кадетских корпусов, специально предназначенных для воспитания детей офицеров и дворян (а все офицеры, напомним, были либо потомственными, либо личными дворянами уже потому, что дворянство присваивалось с первым же офицерским чином). С приемом в военные гимназии в 60-70-х гг. огромной массы своекоштных воспитанников процент выходцев из других сословий несколько повысился, хотя и не превышал 20%, но с преобразованием гимназий в кадетские корпуса и изменениями правил приема (и почти полным упразднением экстерната) он снова снизился. Впрочем, он варьировался в зависимости от корпуса, и если в Пажеском корпусе потомственных дворян было 100%, то в Сибирском - только 11%. Общее представление о сословном составе кадетских корпусов дает таблица 36 158.

В общей сложности военные гимназии и кадетские корпуса за 1865-1881 гг. выпустили 17 872 человека, из которых около 14 тыс. поступили в военные училища, а с 1881 по 1900 г. - 26 634 человека (за 1881-1885 гг. - 6487, за 1886-1890 гг. - 6505, за 1891- 1895 гг. - 6694 и за 1896-1900 гг. - 6948) 159. В 1901-1916 гг. выпущено 19 956 человек (см. табл. 41), а всего за время существования этого вида военно-учебных заведений - 64 462 человека.

Военные прогимназии.

Военные прогимназии были образованы из училищ военно-начальных школ (которые возникли в 1858 г. из бывших батальонов военных кантонистов), призванных давать образование детям беднейших дворян и заслуженных нижних чинов. Они готовили своих воспитанников (детей офицеров и чиновников) к поступлению в юнкерские училища либо (менее успешных) - в специальные школы военного ведомства, выпускавшие унтер-офицеров для нестроевых должностей.

В 1867 г. 8 военно-начальных школ преобразованы в прогимназии с четырехлетним сроком обучения: Московскую, Псковскую, Ярославскую, Киевскую, Вольскую, Оренбургскую, Омскую и Иркутскую (Киевская прогимназия вскоре была переведена в Елисаветград), а затем образованы Петербургская (из чертежной школы) и Пермская прогимназии, и, таким образом, к началу 1871 г. имелось 10 прогимназий с общим штатом в 2700 человек. В 1871 г. из военно-начальной школы образована Тифлисская прогимназия, а Пермская в 1872 г. закрыта. В 1875 г. Тифлисская прогимназия переведена во Владикавказ, а вместо нее создана военная гимназия. В 1876 г. в военные гимназии преобразованы Московская и Псковская прогимназии. Таким образом, к 1881 г. осталось 8 прогимназий с общим штатом 1735 учащихся: Ярославская (400), Оренбургская (300), Елисаветградская, Петербургская и Омская (по 200), Вольская и Иркутская (по 100) и Владикавказская (235).

Преподавателей для военных прогимназий давала учительская семинария, открытая в начале 60-х гг. при Московской военно-начальной школе. Она имела трехлетний курс обучения и комплектовалась лучшими выпускниками военных прогимназий и по экзамену. Сначала штат ее учащихся был определен в 50, в 1867 г. увеличен до 100, а к 1881 г. сокращен до 75 человек. В 1863-1865 гг. она выпустила 157 учителей, в 1867-1875 гг. - 370, а в последующем (до закрытия в 1882 г.) - по 25-30 человек ежегодно (в 1871-1880 гг. - 164).

С 1874 г. программы военных прогимназий перестроены для подготовки выпускников в юнкерские училища и к приему стали допускаться лица в более старшем возрасте. Программой военных прогимназий за 4 года предусматривалось 96 учебных часов в неделю, из которых на Закон Божий приходилось 10 часов, на русский язык - 19, арифметику и алгебру - 22, геометрию - 8, историю - 7, географию - 9, естествознание - 7, чистописание - 7 и рисование - 7. Содержание каждого учащегося обходилось в среднем в 1872 г. в 218,1 руб., в 1875 г. - 242,23 руб., в 1879 г. - 261,81 руб. 160. Прогимназии выпускали на службу унтер-офицерами, а с 1874 г. - с правами вольноопределяющихся 3-го разряда (таких за 187-4-1880 гг. выпущено 2129), а кроме того, переводили своих выпускников в Учительскую семинарию, в военные гимназии и т. д. Но стать основой для комплектования юнкерских училищ они не могли: с 1867 по 1871 г. из военных прогимназий туда поступило 3120 человек, а вольноопределяющихся - почти 5 тыс. Выпуски 1871-1879 гг. (унтер-офицерами и вольноопределяющимися) всего составили 3025 человек (см. табл. 40).

В военные прогимназии принимались дети офицеров, чиновников, дворян и почетных граждан (во Владикавказскую, Оренбургскую и Омскую - и других сословий), и сначала состав их мало отличался от состава военных гимназий (разве что потомственных дворян было там значительно меньше), но уже к началу 80-х гг. они считались заведениями, принимающими в основном лиц недворянского происхождения.

После преобразования в 1882 г. военных гимназий в кадетские корпуса военные прогимназии были закрыты, а две из них - Ярославская и Вольская преобразованы в военные школы, куда из кадетских корпусов направлялись неуспевающие и провинившиеся ученики; к 1891 г. штат Ярославской школы по-прежнему насчитывал 400 человек, а Вольской - 100. Ярославская школа преобразована в кадетский корпус в 1896 г., а Вольская - в 1914 г. Об убыли из военных прогимназий и школ дает представление таблица 37 161.

В общей сложности военные прогимназии выпустили в 1867- 1870 гг. 10 850 человек, в 1871-1880 гг. - 6730, в 1881-1885 гг. - 2837, в 1886-1890 гг. -1542, в 1891-1895 гг. -735, в 1896-1900 гг. - 287 162, за 1901-1912 гг. - 854 человека (см. табл. 41). За весь период своего существования военные прогимназии (военные школы) дали 23 835 выпускников.

 


Назад

Вперед!
В начало раздела




© 2003-2018 Адъютант! При использовании представленных здесь материалов ссылка на источник обязательна.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru