СОБОРНЫЙ ХРАМ МАТЕРИ БОЖИЕЙ.
(Basilique de Notre Dame.) В 1163 году Епископ Морис Сюлли основал сей Соборный храм, который сооружен во времена Людовика VI в древнем Арабском вкусе, но со всевозможным великолепием, какое и доныне во всем блеске сохраняется. [17]
Сей храм – наиобширнейший из всех памятников в Европе – имеет в длину 69, в ширину 24, а в вышину 17 саженей. На вершине боковых врат возвышаются две высочайшие четвероугольные колокольни, в 34 сажени вышиною. Всход на оные составляет 389 ступеней. Весь Париж с окрестностями виден оттуда как в Панораме.
На полуденной колокольне висит превеличайший колокол, называемый Bourdon (Журчало), в коем весу 800 пудов, в диаметре восемь футов; вышина той же меры, а толщина восемь вершков. Язык в колоколе в 24 пуда.
Наружность храма украшается пирамидами, обелисками, мозаичной работой и разными чудесными изваяниями. Три бесподобные галереи, соединенные вышесказанными пирамидами, образуют великолепное преддверие сего храма.
Внутренность оного соответствует совершенно великолепной наружности. Сто двадцать столбов поддерживают своды. Хоры и притвор соединяются с двойными боковыми пристройками и со множеством приделов. Все огромное здание освящается 113 четвероугольными и еще тремя большими круглыми окнами.
С устремлением взора на священное сие великолепие неизъяснимыми, содрагательными чувствами поражаешься! С невольными воздыханиями возводишь глаза к надзвездному Престолу Всевышнего; покланяешься непостижимой [18] Его Премудрости, коей могуществом человеческие руки созидали сей величественный Храм Божией Матери!
Вошедши в оный, страх и трепет обымет душу! Забываешь временную жизнь; переносишься во святилище Угодников Божиих. Изображенная святыня поселяет небесное вдохновение в душе правоверного Христианина! Лучезарные образа Рождества Богородицы и Спасителя нашего Иисуса Христа озаряют блеском своим всех входящих! Кажется, что Сам невидимый Бог во всех образах сих существует! Каждая черта величественнейших ликов сияет чистейшей добродетелью, коей теплотворные лучи проницают в недра совести всех усердно молящихся!
Здесь представлена Богоматерь с распростертыми объятиями и с возведенными к небу очами! Выраженная на Ее сокрушенном лице глубокая материнская скорбь проникает в каждое чувствительное сердце! Кроткое, смиренное повиновение, с каковым Она совершенно предается воле Божией, научает нас познавать цену великого терпения – драгоценнейшего нашего блага, и вливает в чувства некоторое Евангельское благоговение к страданиям за нас Спасителя нашего! Она поддерживает на своих коленах главу и часть тела Иисуса Христа! Ангел с коленопреклонением поддерживает Его руку, а другою Он сам держит терновый венец! Сладостнейшая смерть изображается в лице Его! Такова должна быть смерть благочестивых [19] Христиан! Вид сей воспламеняет желание следовать Божественному Его слову. Чувствуя прегрешения нашим, страшимся умирать!
Кто не преклонится с сердечным умилением пред сим жертвенником? Сей образ Пречистой и Преблагословенной Богородицы освящается благодатью Небесного Отца! Глаза пригвождаются к божественному изображению! Утешительное благоговение рождается в душе молящегося! Слезы невольно исторгаются; чувства пробуждаются и стремятся к добродетели! Самый закоснелый безбожник устрашится здесь Всеведующего Бога, смутится от своего заблуждения и повергнется с верою пред Святым алтарем!
Здесь сохраняются также части тернового венца и креста Распятого Спасителя нашего.
Твердое, чудесное основание благовестников веры Христианской, воздвиженное самим Богом, не потрясается во веки веков! Между тем гонители благочестия, устыдившись самих себя, растерзаются мучениями совести!
Сколько уже столетий, как многие злодеи покушаются попрать Христианство! Все неистовые намерения их были и будут бесполезны! Возможно ли, чтобы какая-либо нелепость так долго и нерушимо существовала?
Бесчисленность Святых Церквей и богоугодных заведений спасает испорченный нравами Париж от грозящей гибели! Благословенные предки, почивающие в юдоли смерти, [20] умилостивляют Бога! Добродетель борется еще с умножающимися пороками.
Сам Бог рек: «Не погублю града и пяти ради праведных.»
Наполеон не пропустил случая поместить и в сем святилище вензелевое свое имя с императорскою короною. Какая дерзость – включать себя в обитель Божию в число Святых!
Боже! приидоша языцы в достояние Твое, оскверниша храм Святый Твой!
Храмы посвящаются небесному Творцу и Его угодникам, Дворцы Царям земным, прочие дома, кому за благо рассудится! Следовательно, кроме церквей еще довольно места для памятников великим людям.
Торжественный обряд коронования Французских Королей в давние времена в сем храме совершался. Сам Наполеон последовал сему священному постановлению и чтобы стать наряду законных помазанников, дерзнул возложить на себя Царскую корону Карла Великого (Charlemagne), а в превозвышение над Королями облекся Императорской порфирою!
Таковое-то крутое стремление соделаться великим повредило его рассудок.
Все Королевские наибогатейшие Регалии, драгоценнейшие церковные утвари, сосуды, - меч и шпоры Карла Великого и золотой венец, поднесенный Парижанами Наполеону, хранятся здесь в превеликом уважении. [21]
Сей венец победы Аустерлица обольстил Наполеона, ожесточил в нем человеческие чувства! И бездна алчных порывов к честолюбию каждую минуту более и более разверзлась в кипящем желчью его сердце! |