: Материалы  : Библиотека : Суворов : Кавалергарды :

Адъютант!

: Военнопленные 1812-15 : Сыск : Курьер : Форум

Кадетские корпуса и российские кадеты. Вводная часть

В. М. Крылов

 

У истории в долгу

Перед Вами, читатель, монография военного историка, видного организатора музейного дела, кандидата исторических наук, члена-корреспондента Российской академии ракетных и артиллерийских наук, начальника Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС) полковника Валерия Михайловича Крылова.
Опираясь на богатейшие фонды и архивные материалы музея, автору удалось завершить интересное научное исследование, посвященное истории кадетских корпусов и роли их воспитанников в обретении воинской славы русской армией.
Исследуемая тема, являясь до сего дня малоизученным пластом военной истории России, представляет несомненный интерес и весьма актуальна на современном этапе развития и реформирования Вооруженных сил РФ. В первую очередь это связано с возрождением кадетских корпусов и обращением к накопленному ими опыту подготовки высококвалифицированных и прекрасно образованных офицеров - цементирующей силы русской армии. В свое время этот опыт оказался весьма полезным и ценным при создании Суворовских, Нахимовских военных училищ и специализированных авиационных и артиллерийских военных школ (спецшкол).
В ряде городов России вновь открылись кадетские корпуса. В Санкт-Петербурге - Ракетно-артиллерийский, который является преемником Константиновского корпуса; Военно-космических сил - наследник 2-го кадетского корпуса имени Петра Великого, а также Морской кадетский корпус в Кронштадте.
В Москве существуют два кадетских корпуса: 1-й московский великого князя Дмитрия Донского, продолжающий традиции 1-го Московского Екатерины II кадетского корпуса, и 2-й Маршала Советского Союза Георгия Жукова.
Кадетские корпуса в России сыграли значительную роль в подготовке офицерских кадров русской армии. Они прививали воспитанникам любовь к отечественной истории, армии, флоту, формировали у них высокие нравственные качества. Кадеты всегда отличались глубокими профессиональными знаниями, широким кругозором, высокоразвитыми чувствами патриотизма, долга, офицерской чести и войскового товарищества.
В монографии фактически впервые исследована роль кадетских корпусов в подготовке офицерского корпуса в XVIII - XIX вв., особенно артиллеристов и военных инженеров, оценено участие их воспитанников в вооруженной защите Отечества. На основе изучения архивных документов выявлена целая плеяда видных военачальников русской армии, отечественной артиллерии и инженерных войск, блестящих офицеров, имена которых были незаслуженно забыты.
Заслуживает внимания приведенная в монографии уточненная роспись 43 артиллерийских бригад и двух пионерных полков накануне Отечественной войны 1812г., анализ участия воспитанников кадетских корпусов - офицеров гвардейской, полевой, резервной, запасной артиллерии и пионерных полков в войне с Наполеоном в 1812 - 1814 гг. Существенно пополнены списки георгиевских кавалеров, приведенные в юбилейных памятках кадетских корпусов, выявлены целые офицерские династии, верой и правдой служившие России на протяжении многих лет.
Монография иллюстрирована образцами формы одежды кадет, нагрудных знаков и жетонов кадетских корпусов, портретами наиболее известных, «достославных», кадет.
Книга В.М. Крылова окажется весьма полезной специалистам и широкому кругу любителей истории, может быть рекомендована в качестве учебного пособия для лиц, изучающих военную историю России.

В. В. ПАНОВ,
Первый вице-президент
Российской академии ракетных
и артиллерийских наук,
доктор технических наук, профессор.

 

Введение

Глубокие преобразования, осуществляемые в конце XX в. в России и ее Вооруженных силах наряду с решением многих практических задач вызывают все более пристальное внимание к историческому прошлому и страны, и армии.
В отстаивании и вооруженной защите государственных интересов России особая роль всегда отводилась офицерскому корпусу - цементирующей силе русской армии. До недавнего времени по понятным причинам в освещении этой проблемы имелось много пробелов, так как офицерский корпус дореволюционного периода, состоявший в основном из представителей дворянства, считали прежде всего оплотом самодержавия, и поэтому вопросы, так или иначе связанные с названным корпусом, не входили в круг широких исследовательских интересов.
Развивающиеся в современной России процессы демократизации, предопределившие помимо прочего и значительную открытость общества, позволили гораздо шире взглянуть и более объективно оценить роль офицерского корпуса, определить его место в историческом прошлом Российского государства.
Важные мероприятия, имеющие непосредственное отношение к системе подготовки офицерских кадров, относятся к периоду военной реформы Петра I, направленной на создание в России регулярной армии.
Наряду с обязательной записью дворянских детей в полки, где они должны были ознакомиться с военной службой, начиная с нижних чинов вплоть до получения офицерского звания, привлечением на русскую службу сведущих иностранцев и отправкой молодых соотечественников для обучения за границу великий преобразователь принял меры для подготовки в самой России специалистов, знакомых с различными отраслями военного дела.
С этой целью в самом начале XVIII в. были созданы первые военные дворянские школы для подготовки будущих офицеров по наиболее сложным наукоемким йоенным специальностям. Специализированные навигационные, артиллерийские и инженерные школы готовили дворянскую молодежь к морской, артиллерийской и инженерной службе. Эти школы, равно как и опыт таких стран, как Пруссия, Франция, Дания, стали основой для создания в России первых кадетских корпусов (КК), сыгравших значительную роль в подготовке офицерских кадров русской армии - военной касты в самом высоком и лучшем понимании этого слова.
К большому сожалению, сложившееся в советский период идеологизированное отношение к офицерскому корпусу русской армии не лучшим образом сказалось на оценке роли и места кадетских корпусов в военном образовании дореволюционной России. Обращение к накопленному кадетскими корпусами положительному опыту обучения и воспитания подростков произошло лишь в период Великой Отечественной войны, когда постановлениями правительства были созданы по типу старых кадетских корпусов Суворовские и Нахимовские военные училища, а в качестве офицеров- воспитателей привлечены бывшие воспитанники КК.
Использование опыта создания и развития кадетских корпусов, организации в них учебно-воспитательного процесса приобретает особую значимость в настоящее время.
С 1993 г. в России началось возрождение кадетских корпусов: именно в этом году в Санкт-Петербурге был создан Ракетно-артиллерийский кадетский корпус, ставший первым государственным военно-учебным заведением подобного типа. В 1995 г. открылись в Кронштадте Морской, а 12 апреля при Военной инженерно-космической академии им. А. Ф. Можайского - Военный императора Петра Великого космический кадетские корпуса. Кроме того, начали функционировать частные кадетские корпуса, школы и лицеи в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Новочеркасске и ряде других городов России.
Для вновь созданных специализированных военно-учебных заведений, естественно, особую значимость приобретает использование накопленного за многие годы положительного опыта кадетских корпусов дореволюционной России. Опираясь на него, им предстоит развивать систему подобного образования дальше. Однако история создания и развития кадетских корпусов, роль их воспитанников в защите Отечества, культурной и общественно-политической жизни общества являются до сих пор мало изученным пластом военной истории России.
Роль и место кадетских корпусов в системе военного образования России определили должное внимание к ним историографии дооктябрьского периода. Первым серьезным исследованием, посвященным истории кадетских корпусов, стала работа сотрудника Главного управления военно-учебных заведений генерал-майора М. С. Лалаева 1. История конкретных военно-учебных заведений этого типа со времени их возникновения до начала XX в. нашла отражение в исторических обозрениях и очерках Н. П. Жерве, В. К. Строева, Н. Л. Ломана 2, Н. Мельницкого 3, П. В. Петрова 4, В. Ф. Грекова 5, В. А. Висковато-ва 6, Ф. Ф. Веселаго 7. Вместе с тем в перечисленных трудах при всей их исторической значимости отсутствовал анализ выпусков, состояния учебно-воспитательной работы и других сторон деятельности КК.
Заслуживают внимания выпуски-отчеты о праздновании юбилейных дат кадетских корпусов, где приводились сведения о руководящем составе и наиболее отличившихся воспитанниках 8, 9, 10, 11, 12, 13.
В послеоктябрьский период только в 1943 г. появилась первая крупная научная работа, посвященная кадетским корпусам и военным гимназиям, диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук Н.И.Алпатова 14. На основе проведенных исследований он же в 1958 г. подготовил монографию 15. Учитывая отсутствие литературы по данному вопросу, кроме кандидатской диссертации М. Н. Жестковой 16, Н. И. Алпатов проанализировал создание и развитие в России кадетских корпусов и военных гимназий в целом, обратив особое внимание на учебно-воспитательную работу в дореволюционной школе интернатного типа.
Таким образом, сравнительно небольшой перечень первых работ и публикаций этого периода, посвященных кадетским корпусам, позволяет утверждать, что в них содержатся либо сведения об истории создания учебных заведений закрытого типа, либо описание и анализ учебно-воспитательной работы.
В 60-е гг. нашего столетия была опубликована работа Л. М. Спирина 17, где уделялось внимание общему состоянию военно-учебных заведений, их количеству, численности выпущенных ими офицеров.
В 1973 г. вышла монография П. А. Зайончиковского 18, посвященная деятельности Главного управления вузов и подведомственных ему учреждений на рубеже XIX-XX столетий. В ней исследуется социальное происхождение офицеров и генералов русской армии, проанализирован образовательный уровень молодежи, поступавшей в военные училища.
В 1978 г. появился "Справочник по истории дореволюционной России" 19, где была собрана практически вся изданная литература по кадетским корпусам. Еще раньше, в 1965 г. был опубликован цикл статей, а позже монографии А. А. Буравченкова 20 и С. В. Волкова 21, в которых исследовались вопросы численности и социального состава русского офицерского корпуса в военных училищах и кадетских корпусах.

Особенностям строительства русской армии XVIII в. посвящена работа Л. Г. Бескровного 22, где рассматриваются также вопросы, связанные с организацией учебного процесса в кадетских корпусах. Последующие публикации упомянутого автора посвящены подготовке офицерских кадров русской армии за более чем полуторавековой период, в том числе и в кадетских корпусах 23, 24,25.
К 1981 г. относятся исследования Л. П. Богданова 26, касающиеся русской армии конца XVIII - первой четверти XIX в. В них впервые подняты проблемы комплектования армии, в свою очередь, и воспитанниками кадетских корпусов. В 1991 г. появилась работа С. В. Богданова 27, где рассматриваются теория и практика подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России второй половины XIX - начала XX в. и дается сравнительно небольшой анализ деятельности кадетских корпусов.
В изданном в 1993 г. "Историческом справочнике" 28 достаточно подробно излагается история зарождения и развития системы военного образования в России, включающей и кадетские корпуса. Однако в нем практически отсутствуют сведения об их воспитанниках. Наконец в 1994 г. завершены исследования, посвященные комплексному анализу деятельности Псковского кадетского корпуса 29 и музыкальному воспитанию в системе военного образования России в 1700-1917 гг. 30
Нельзя также не отметить выход в свет в 1996 г. специального выпуска "Российского архива" 31, в котором были опубликованы краткие биографии 550 русских генералов - участников боевых действий против армии Наполеона Бонапарта в 1812-1815 гг., что позволило уточнить списки русских генералов, получивших военное образование в кадетских корпусах 32.
Наряду с отечественными исследователями историей кадетских корпусов занимались и зарубежные авторы, в основном, из числа воспитанников российских кадетских корпусов за рубежом. Издаваемые ими журналы "Военная быль" и "Кадетская перекличка" 33 содержат материалы обзорного характера по истории кадетских корпусов и воспоминания бывших кадет.
Затронутые в этих источниках проблемы военного образования в России существенно расширили и углубили наше представление как о военно-учебных заведениях различного типа, так' и о кадетских корпусах России.
Вместе с тем до сего дня остаются весьма отрывочными сведения о воспитанниках кадетских корпусов. Более того, актуальными, на наш взгляд, и сейчас являются вопросы, связанные с изучением роли кадетских корпусов в подготовке офицерских кадров русской армии и, в частности, для гвардейских, пехотных и кавалерийских полков, артиллерии и инженерного корпуса.

Не менее важным, по нашему мнению, должно стать возвращение военной истории России незаслуженно забытых имен воспитанников кадетских корпусов - боевых генералов и офицеров русской армии, исправление ошибок в определении роли отдельных военачальников в военной и общественно-политической жизни России, а также уточнение сведений биографического характера о них. К сожалению, долгие годы большинство этих людей было неизвестно не только широким кругам общественности, но и специалистам-историкам. По разным причинам они оказались преданы забвению, в основном же - из-за своего дворянского происхождения или по конъюнктурным соображениям.
Перечисленный круг вопросов оказался в числе проблем, изучаемых в ходе научной и практической деятельности отделения истории развития ракетно-артиллерийского вооружения Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН) и ее ассоциативного члена-Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС). Прежде всего это касается подготовки в кадетских корпусах артиллерийских и инженерных офицерских кадров русской армии, определения роли воспитанников этих корпусов в защите Отечества, создании и совершенствовании артиллерийского и ракетного вооружения, в общественно-политической, научной и культурной жизни общества.
В монографии "Кадетские корпуса и российские кадеты" предпринята попытка дать ответ на эти вопросы. В ней впервые исследуется вклад кадетских корпусов в подготовку офицеров и генералов русской армии, и прежде всего артиллеристов и военных инженеров.
Значительное место в монографии уделено выявлению имен и исследованию судеб бывших кадет, отличившихся на военном и других поприщах; наряду с именами широко известных военачальников приводятся и имена боевых офицеров, незаслуженно преданных забвению в отдаленном и недалеком прошлом.
Монография состоит из четырех частей и одиннадцати глав.
В первой части прослеживается история кадетских корпусов с момента их создания до 1917 г. Впервые приводится полный перечень кадетских корпусов, существовавших на территории дореволюционной России, и русских военно-учебных заведений этого типа за рубежом. Отдельные главы посвящены описанию формы одежды, нагрудных знаков и жетонов кадетских корпусов.
Во второй части исследована роль ведущих и крупнейших кадетских корпусов, особенно Артиллерийского и Инженерного Шляхетного кадетского корпуса (АИШКК), в подготовке артиллерийских и инженерных офицерских кадров русской армии. Показано, что именно

АИШКК внес определяющий вклад в подготовку высшего командного состава русской армии, отечественной артиллерии, командиров гвардейской, конной, полевой артиллерии и инженерных войск. Приведены наиболее яркие примеры участия воспитанников АИШКК и его филиалов в управлении Военным ведомством, Артиллерийским и Инженерным департаментами, в общественно-политической жизни России, деятельности в области науки и культуры.
Третья часть содержит данные демографического и социологического анализа, касающегося воспитанников кадетских корпусов -генералов русской армии, офицеров артиллерии и инженерных войск, участников Отечественной войны 1812 г. Впервые составлена уточненная роспись бригад гвардейской, полевой, резервной и запасной артиллерии, пионерных полков на начало, а также лейб-гвардии Саперного батальона на конец 1812 г., определен процентный состав воспитанников кадетских корпусов в каждой из батарейных, легких, конных, понтонных, пионерных, минерных и саперных рот.
Прослежено участие бывших кадет в сражениях Отечественной войны 1812 г. и во время заграничных походов 1813 - 1814 гг.
Четвертая часть "Достославные кадеты" знакомит с биографиями наиболее ярких представителей ведущих кадетских корпусов. В небольших по объему очерках представлена целая галерея прославленных русских полководцев и военачальников, блестящих генералов и офицеров русской армии. Существенно пополнены списки георгиевских кавалеров - бывших воспитанников кадетских корпусов - и выявлено более десятка офицерских династий, верой и правдой служивших Отечеству.
В монографии помещены формализованные биографические сведения о генералах и офицерах, отличившихся в войне 1812 - 1814 г г.
При подготовке монографии использованы архивные документы, выявленные в фондах ВИМАИВиВС, Центрального военно-исторического архива (ЦВИА), Российского Государственного исторического архива (РГИА) и отдела рукописей Российской Государственной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (РГБ), официальные документы высших органов власти и управления Российской империи, литература по истории кадетских корпусов (исторические очерки, юбилейные памятки и издания), периодическая военная и историческая отечественная и зарубежная печать, а также результаты исследований, выполненных в ВИМАИВиВС за последние годы.
Монография может быть предложена в качестве учебного пособия для военно-учебных заведений, государственных и частных кадетских корпусов, Суворовских и Нахимовских военных училищ и, надеемся, окажется весьма полезной для лиц, изучающих военную историю России и проблемы военно-патриотического воспитания молодежи.

Напоминаем, что исторические события до 14 февраля 1918 г. датируются по старому стилю.
Автор благодарит А. В. Дунаевского, Ю. Н. Гуляева, Т. И. Абольскую, С. В. Баженова, А.И. Гладкого, В. Г. Горбачева, Л. К. Маковскую, А. В. Новоселова, В. В. Оточкина, А. Н. Степанюка, В. И. Травина, Е. Н. Шевелеву, В. И. Шукаева, Л. А. Юшкову и Т. В. Шнайдер за помощь в работе над этой книгой.

Примечания

1 Лалаев М. С. Исторический очерк Военных учебных заведений, подведомственных Главному их Управлению. Ч. I-III. СПб.. 1880, 1892.
2 Жерве Н. П., Строев В. К. Исторический очерк 2-го кадетского корпуса.
1712-1912, т. 1.СП6., 1912; Ломан Н. Л. Историческое обозрение 2-го кадетского корпуса. СПб., 1862.
3 Мельницкий Н. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России (Сухопутного ведомства). Т. 1-4. СПб., 1857, 1858, 1860.
4 Петров П. В. Главное управление ВУЗ. Исторический очерк. СПб., 1902-1910.
5 Греков Ф. В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. М., 1910.
6 Висковатов А. В. Краткая история 1-го кадетского корпуса. СПб., 1832
7 Веселаго Ф. Ф. Очерки истории морского кадетского корпуса (за 100 лет). СПб., 1852.
8 Бернацкий 3. А. Пятидесятилетие Главного управления ВУЗ, 1863-1913. СПб., 1913.
9 Леман А. И. Очерки кадетской жизни. СПб., 1888.
10 Даровский В. И. Сборник сведений о стипендиях в кадетских корпусах. СПб., 1889.
11 Антонов А. Н. Петербургский кадетский корпус. В память празднования 175-й годовщины, 1732-1907. СПб., 1907.
12 Лузанов П. Ф. Сухопутный Шляхетный кадетский корпус (1731-1741). Исторический очерк. СПб., 1907.
13 Анучин Л. Г., Петров А. Н., Лохвицкий М. А. Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и Императорского Военно-сиротского дома, 1798-1889. СПб., 1889; Гольмдорф М. Материалы для истории бывшего Дворянского полка, 1807-1859. СПб., 1882.
14 Алпатов Н. И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Рязань, 1948.
15 Алпатов Н. И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа (из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России). М., 1958.
16 Жесткова М. Н. История кадетских корпусов и военных гимназий в России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1944.
17 Спирин Л. М. Создание советских командных кадров. "Военно-исторический журнал", 1965, № 7, с. 3-16.
18 Зайончиковский П. А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX - XX столетий. М., 1973.
19 Зайончиковский П. А. Справочник по истории дореволюционной России. М., 1978.
20 Буравченков А. А. Офицерский корпус русской армии накануне Великой Октябрьской революции. Очерки военно-экономического потенциа
ла. М., 1986.
21 Волков С. В. Русский офицерский корпус. М., 1993.
22 Бескровный Л. Г. Строительство русской армии в XV1I1 в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 1950.
23 Бескровный Л. Г. Военное образование в России в XIX в. Доклад на секции военной истории XIII Международной конференции исторических наук, М., 1970.
24 Бескровный Л. Г. Русская армия и Флот России в XIX в. М., 1973.
25 Бескровный Л. Г. Армия и Флот России в начале XIX в. Очерки военно-экономического потенциала. М.. 1986.
26 Богданов Л. П. Русская армия в конце XVII - первой четверти XIX в. Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1981.
27 Богданов С. В. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России второй половины XIX начала XX в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 1991.
28 Галушко Ю. А., Колесников А. А. Школа российского офицерства. Ис
торический справочник. М., 1993.
29 Михайлов А. А. Псковский кадетский корпус, 1882-1917 гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. СПб., 1994.
30 Семичев В. В. Музыкальное воспитание в системе военного образования России, 1700-1917 гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. СПб., 1(994.
31 Словарь русских генералов, участников боевых действий против армии
Наполеона Бонапарта в 1812-1815 гг. - "Российский архив", т. VII. М., 1996, с. 288-637.
32 Крылов В. М., Гуляев Ю. Н. Воспитанники кадетских корпусов генералы действующей армии в войне 1812-1815 гг. - "Бомбардир", 1997, 6.
33 "Кадетская перекличка" - периодический журнал Объединения кадет российских кадетских корпусов за рубежом. Нью-Йорк, № 1-56.


Назад

Вперед!
В начало раздела




© 2003-2024 Адъютант! При использовании представленных здесь материалов ссылка на источник обязательна.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru